За первые шесть месяцев 2020 года и впервые в истории Евросоюза, в сообществе с помощью возобновляемых источников было произведено больше электроэнергии, чем с помощью ископаемого топлива. И несмотря, что, по мнению экспертов, это отчасти временный эффект, вызванный пандемией COVID-19, стремления перейти на зелёную энергетику начинают сбываться.
Исторический рекорд
За первое полугодие 2020 года в 27 странах Евросоюза из возобновляемых источников было сгенерировано 40% всей электроэнергии, а с помощью ископаемого топлива – 34%. Оставшиеся 26% - это атомная энергетика. Такие данные со ссылкой на лондонскую компанию Ember, которая занимается вопросами экологии, приводит Bloomberg. Это привело к сокращению выбросов углерода в энергетическом секторе на 23%.
«Это символический момент в трансформации энергетического сектора Европы», - считает аналитик Ember по энергетическим вопросам Дэйв Джонс.
рощание с углёмИз-за пандемии коронавируса в этом году в разных странах спрос на энергию снизился, в то время как с приходом весны мощности солнечной и ветроэнергетики увеличились, а в Скандинавии влажная погода позволила гидроэнергетике вырабатывать больше энергии, пишет Bloomberg.
Спрос упал
В целом в первой половине года спрос на электроэнергию в ЕС упал на 7%. Главная причина - бизнес-карантин. Доля энергетики из ископаемого топлива в общем объеме производства электроэнергии, по сравнению с первым полугодием 2019 года, снизилась на 18%. Одновременно с этим возобновляемые источники энергии сгенерировали на 11% больше.
Forbes сравнивает: в то время как ЕС за первое полугодие использовал 40% своей зеленой электроэнергии, ситуация в Соединенных Штатах была совершенно иная: ископаемое топливо продолжало доминировать. Пропорция: 62% генерации из ископаемых ресурсов, возобновляемая энергия – менее 18%.
Прощание с углём
Несмотря на то, что такая ситуация в Евросоюзе сложилась в первую очередь из-за введённых противокоронавирусных ограничений, европейские аналитики единодушны – пришло время отказа от угля. «ДП» уже писал, что такой переход https://www.dp.ru/a/2020/08/08/Starejshaja_otrasl_Polshi больнее всего ударит по Польше. Всё менее актуальным становится даже вопрос цены, который долгое время оставался главным аргументом, не позволяющий ЕС расстаться с классической моделью энергетики.
По данным Forbes, новейшие данные показывают, что в странах, где значительная доля производится из возобновляемых источников, цена на электроэнергию ниже. Например, в Польше, где энергетика привязана к углю, стоимость электричества достигает 40 Eur/MWh, а в той же соседней Германии – 23 Eur/MWh.
В самой ФРГ сегодня уже порядка 42% всей генерации приходится на солнечную и ветроэнергетику. При этом, по данным The Verge, угольная энергетика за полгода сократилась на рекордные для отрасли 8,3%.
Лидирует Дания
Говоря о конкретных странах и развитии в них возобновляемой энергетики, Д. Джонс утверждает, что самое главное – это последовательность. «В этой сфере лидирует Дания, она раньше стала инвестировать в возобновляемую энергетику и в разных компаниях разработаны планы развития до 2030 года», - поясняет он. В Дании сегодня 64% всей генерации производится на основе ветра и солнца.
Ещё одна причина – поведение инвесторов, которые склонны вкладывать деньги на тех рынках, где создаётся необходимая инфраструктура и есть потенциал на многие годы вперёд. Отсутствие последовательности в отдельных странах ЕС приводит к обратному эффекту. Например, в Чехии, которая отложила реализацию проектов возобновляемых источников энергии, пришлось самостоятельно и за собственные средства осуществлять множество дорогостоящих проектов за короткий срок. Инвесторы не спешили вкладывать деньги, видя неуверенность властей.
Но главным пятном на энергетической карте Евросоюза остаётся Польша, в которой в первом полугодии из ископаемого топлива было впервые произведено больше электроэнергии, чем в Германии.
«У Польши нет амбициозного плана... Ясно, что от угля придется отказаться и что необходимо планировать, как это сделать. Как поступить с регионами, наиболее зависимыми от ископаемого топлива, чтобы никто не остался позади. Вся эта работа в Польше только начинается», - считает Д. Джонс.