По итогам 2019 года убыток АО "Комиавтотранс" достиг рекордного уровня, превысив 45 млн рублей. К таким выводам пришла Контрольно-счётная палата Коми, завершив проверку использования средств республиканского бюджета, выделенного государственному перевозчику республики с января 2016 года по февраль 2020 года.
Аудиторы счётной палаты Коми установили, что приобретение в лизинг 60 автобусов "Нефаз" по договорам с ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ПАО "ГТЛК") увеличило стоимость автобусов на 95,7 млн рублей (от 25,5% до 34,6%) по сравнению с ценой их приобретения у поставщика. Общая сумма лизинговых платежей в пользу ПАО "ГТЛК" за весь срок действия договоров составит 435,6 млн рублей, при этом в общем объёме лизинговых платежей доля расходов за счёт бюджетных средств к 2022 году составит 67,1% или 292,4 млн рублей, из которых 279,6 млн рублей – средства республиканского бюджета и 12,8 млн рублей – средства городского бюджета Сыктывкара.
В период, когда у "Комиавтотранса" не было лицензии на перевозку пассажиров автобусами (лицензию он получил только в октябре 2019 года), перевозчик передал все автобусы в сублизинг дочерней компании ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1" (ООО "САТП № 1"), включив в размер оплаты за временное пользование автобусами затраты АО "Комиавтотранс" по лизингу и норму рентабельности в 1%.
"Однако в действительности сложилась иная ситуация: платежи начислялись и предъявлялись к оплате ООО "САТП № 1" без учёта предусмотренной рентабельности (что привело к недополучению обществом выручки в размере 1,3 млн рублей), и часть расходов за ООО "САТП № 1" фактически несло само общество", — отмечается в заключении ведомства.
В контрольно-счётной палате Коми считают, что в АО "Комиавтотранс" изначально не оценили финансовые последствия совершаемых лизинговых (сублизинговых) сделок. На конец февраля 2020 года задолженность "Комиавтотранса" по договорам лизинга составила 13,8 млн рублей, а отставание ООО "САТП № 1" от графика сублизинговых платежей, являющихся для "Комиавтотранса" источником оплаты лизинга, достигло 84,5 млн рублей — это почти годовой объем платежей, исходя из среднемесячных платежей 2020 года. Для погашения лизинговых платежей предприятие привлекало займы, обременив себя дополнительными расходами в виде процентов за пользование заёмными средствами (5,4 млн рублей). Финансовую ситуацию на предприятии усугубляют неустойки за несвоевременную уплату лизинговых платежей, госпошлины, процентов за отсрочку платежей по лизингу (более 25,4 млн рублей), а также проблемы по возврату займов кредиторам (просроченная задолженность, судебные разбирательства).
Отчёт счётной палаты Коми направлен руководству республики, а также в прокуратуру Коми и налоговую инспекцию по Сыктывкару.
АО "Комиавтотранс" — основной оператор общественного транспорта в Республике Коми. Осенью 2019 года следственное управление Следственного комитета РФ по Коми завершило расследование уголовного дела в отношении директора ООО "САТП № 1" Александра Рукавишникова и главного бухгалтера АО "Комиавтотранс" Натальи Гайдеек, которых обвинили в растрате более 50 млн рублей. Дело рассматривается в Сыктывкарском городском суде.