В ЕС испугались разгрома восточноевропейских транспортников.
Совсем недавно окончательно утверждённый Пакет мобильности ЕС, который поразил бизнес восточноевропейских транспортников и был принят под нажимом лобби развитых стран Западной Европы, могут пересмотреть ещё до начала его вступления в силу в 2022 году. Транспортники Германии, Франции, Голландии и других богатых стран ЕС, кажется, поняли, что немного переборщили и могут спровоцировать коллапс на дорогах всего ЕС.
Сотни тысяч пустых фур
С 2022 года транспортные компании из Восточной Европы, которые в последние годы из-за своей дешевизны стали доминировать на дорогах Германии, Франции, Голландии, Дании и других развитых стран ЕС, будут вытеснены с рынка Западной Европы. Как уже подробно писал "ДП", причиной станет так называемый Пакет мобильности — свод правил в транспортной отрасли Евросоюза. Его Брюссель разрабатывал более 3 лет, восточноевропейцы отчаянно протестовали чуть ли не по каждому пункту, однако были вынуждены признать своё поражение. Западноевропейское лобби оказалось гораздо сильнее.
В итоге Европарламент в июле окончательно утвердил новый свод правил, а главные претензии Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Кипра, Мальты, Эстонии, Латвии и Литвы, которые тщетно пытались повлиять на документ, касались пункта, в котором говорится, что каждую восьмую неделю грузовик должен возвращаться в страну своей прописки. Для периферийных стран ЕС это смерти подобно. Это суммарно 570 тыс. возвращающихся в свою страну регистрации пустых фур, которые за год суммарно будут проезжать впустую 780 млн км, расходуя впустую 188 млн л топлива. Также по-новому регламентированы правила каботажа (не в пользу восточноевропейцев), командировок, отдыха водителей, введены новые тахографы и т. д.
Проведут исследование
Ответственная за вопросы транспорта член Еврокомиссии Адина Валеан уже в августе объявила, что ЕК заказывает специальное исследование последствий введения Пакета мобильности. Любопытно, что в Брюсселе об этом задумались уже после окончательного утверждения свода правил. Главный вопрос — насколько все эти десятки тысяч пустых фур, которые без дела будут с февраля 2022 года кататься по ЕС туда-сюда, повлияют на транспортную систему Евросоюза.
Исследование проведёт британская компания Ricardo. Кроме главного вопроса, есть множество второстепенных. От изменений условий ведения предпринимательской деятельности для транспортников до экологических последствий выброса сотен тысяч тонн лишнего углекислого газа. Правда, в самом Брюсселе не говорят, будут ли чиновники как-то изменять свод, если исследователи придут к выводам, что всё это странно и нелогично. Пока хотят просто посмотреть. "В новых правилах есть элементы, которые могут идти вразрез с амбициями европейских зелёных превратить ЕС к 2050 году в регион с нейтральными выбросами, не вредящими климату", — говорит Адина Валеан, которая сама этническая румынка. Кроме того, подчеркнула она, в 2017 году, когда основной хребет нового свода был сформулирован и внесён на обсуждение, таких строгих правил в нём не было. Они появились уже на этапе внесения поправок, которых добились лоббисты западноевропейского транспортного сектора, желающие убрать со своего рынка дешёвых восточноевропейцев.
Решение политическое
Так или иначе, у восточноевропейских компаний появилась хоть и призрачная, но всё же надежда, что до начала действия новых правил их хоть как-то да подправят. Неожиданно переживать стали и западноевропейцы. Компании из Нидерландов уже публично опасаются, что из-за этого правила восьми недель у них в принципе исчезнет сегмент перевозки грузов в восточном направлении. Тысячи фур будут ехать на Восток пустыми и, разумеется, брать любые заказы даже за символическую стоимость.
Представитель литовской ассоциации транспортных грузоперевозчиков Linava Томас Гаруолис, в свою очередь, отмечает, что принятие и вступление в силу Пакета мобильности без оценки воздействия на окружающую среду — это прямое нарушение законодательства ЕС.
"В первоначальных предложениях возврата грузовиков не было, поэтому и не было оценки воздействия. Сейчас Евросоюз хочет всё сделать аккуратно. Если будет сказано, что это приведёт к негативным последствиям, Еврокомиссия сможет предпринять меры и исключить этот эпизод из Пакета мобильности", — сказал он в интервью литовскому деловому изданию Verslo zinios. Однако, по его словам, "решения всё равно будут политическими, поэтому надо работать дальше, необходима политическая дипломатия, поскольку бульдозер сегодня всё ещё силён".
Готовят иски в суд
Под "бульдозером" подразумевается то, как быстро и не давая никаких шансов повлиять был принят свод правил. Сегодня Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия и Литва рассматривают возможность совместного обращения в Европейский суд справедливости. Голосов этой восьмёрки не хватило в Европарламенте, чтобы заблокировать Пакет мобильности. Министр юстиции Литвы Эльвинас Янкявичюс не исключает, что Литва подаст и свой отдельный иск.
Нидерландская бизнес-ассоциация Evofenedex уже поприветствовала решение еврокомиссара провести исследование этого вопроса, а ассоциация грузоперевозчиков этой же страны TLN объявила, что правило восьми недель "было ошибкой".