Если три предыдущих переименования станций метро в Петербурге, согласно системе "Консультант.Плюс", были осуществлены в 1992 году по решению Санкт–Петербургского городского совета народных депутатов, то в наши дни в случае с "Новокрестовской" исполнительная власть решила действовать самостоятельно. Что вроде бы и логично, поскольку Смольный и присвоил это название своим постановлением в 2014 году (вместе с "Беговой" и еще несколькими планируемыми к постройке станциями).
В июле нынешнего года проект постановления Смольного о внесении изменений в документ 2014 года (с заменой слова "Новокрестовская" на "Зенит") был обнародован для прохождения антикоррупционной экспертизы. Однако дальше дело не двинулось, документ подписан так и не был, поскольку юридический комитет Смольного наложил на него вето. Чиновники усмотрели превышение полномочий, поскольку в Гражданском кодексе отдельно не прописано право собственника присваивать название принадлежащему ему имуществу, а на уровне города таких правил тоже нет.
"В Санкт–Петербурге нет процедуры по присвоению и изменению названий станций метрополитена", — прокомментировал "ДП" член городской топонимической комиссии Андрей Рыжков. Формально название станций метро, в отличие от улиц или скверов, фиксируется только в Росреестре, где они числятся наряду с прочими объектами недвижимости. И хотя названия эти, по общему правилу, меняют по решению собственника, сами решения на этот раз, как было сказано выше, принять не удалось. И вместо постановления правительства в Росреестр направили протокол заседания топонимической комиссии. Это рекомендательный документ, поскольку сама комиссия является совещательным органом. Который, к слову, проголосовал за "Зенит" только со второго раза: члены комиссии высказывали опасения, что после строительства стадиона на месте СКК с аналогичной настойчивой просьбой о переименовании может выйти клуб СКА в отношении станции метро "Парк Победы".
Между тем рекомендация сработала: по словам Рыжкова, 14 августа Росреестр "как–то очень удачно пошел навстречу и на основании этого протокола взял и изменил графу с названием". Ситуация странная, поскольку "топонимическая комиссия, при всем уважении, не является исполнительным органом государственной власти и тем более не имеет полномочий на распоряжение имуществом", рассуждает эксперт.
Можно было бы счесть, что случай с метро редкий и особенный, но ранее подобная проблема возникла со стадионом на Крестовском острове, который до сих пор имеет только коммерческое обозначение (чиновники также сочли, что у них нет полномочий присваивать ему название). Кроме того, в договоре концессии арена названа стадионом в западной оконечности Крестовского острова, и в случае присвоения другого имени может потребоваться изменить этот договор. В любом случае у города есть и другие спортсооружения. Решением для объектов недвижимости может быть либо другая трактовка юристами Смольного Гражданского кодекса (что не запрещено, то разрешено, а значит, город как собственник может переименовывать свои объекты распоряжениями профильного органа, КИО), либо принятие городским парламентом отдельных законодательных актов о процедурах переименования объектов недвижимости.
Напомним, что переименовать "Новокрестовскую" в честь клуба "Зенит" в марте 2019 года предложил президент клуба Александр Медведев, так как это, в частности, должно помочь "увеличить коммерческую отдачу от стадиона". Клуб хочет, чтобы стадион притягивал людей не только в дни матчей.
По словам источников "ДП", станция изменит не только название, но и интерьер. Окончательно обновить его собираются к лету следующего года (см. "ДП" № 110 от 17.08.2020).