Почему кампания по выборам главы США развивается в этот раз так незаметно.
Дело не в том, что мировые и отечественные СМИ уделяют ей мало внимания. Ее основные акторы почему–то не спешат активизироваться и выкладывать свои козыри. Если они у них вообще есть. Это довольно странно, если учесть, что выборы в ноябре. Даже наши российские имитационные выборы всех уровней за пару месяцев до финиша набирают достаточно высокие обороты. Говорить начинают громко и много, обещать пылко, клеймить — смачно.
В трековых велогонках существует такое понятие — сюрпляс. Когда соперники, стартовав, вдруг останавливаются, замирают, балансируя на своих велосипедах, для того, чтобы вынудить соперника двигаться первым. В велоспорте это довольно критично, потому что первый тратит гораздо больше физических сил на преодоление сопротивления воздуха, а второй мчится в воздухе разреженном и сохраняет силы для финишного рывка. Зачастую победного.
Что происходит в США и почему? И кому из кандидатов такая стратегия (назовем ее прямо — инерционная, — когда все идет как идет и никто не делает "резких движений") выгодна?
Одна из причин, конечно, — пандемия и коронавирус. Даже съезд демократов, на котором, к примеру, Джо Байдена утвердили кандидатом в президенты от Демократической партии, прошел в онлайн–режиме. Из сегодняшней американской политики исчезли все элементы большого, массового шоу, основу которого составляли встречи кандидатов с избирателями. Дело в том, что избирательные кампании в Штатах сильно отличаются от наших. Там главные движители — люди, низовые активисты, как правило, партийные, которые проявляют инициативу не потому, что им платят. Даже наоборот. Они сами вкладываются в кампании. Деньгами, временем, связями и своими умениями и талантами. Пандемия сильно ограничила личное общение и все сопутствующие ему эффекты. И здесь, как ни странно, преимущество должно быть на стороне Трампа, выполняющего свои президентские обязанности и имеющего возможности влиять на социальное и экономическое благополучие граждан Америки.
Второе обстоятельство — BLM (Black Lives Matter). Широкие, охватившие всю страну протесты. Трамп обуздать эти протесты не может, а Байдену они приносят голоса лучше любой агитации. Хотя, возможно, простые американцы стали уставать от этого бардака, и Трамп начинает использовать это для жесткого подавления преступности там, где территория контролируется BLM. Белое население Америки не может этого не отметить.
По данным американских социологических служб, еще в июле Байден опережал Трампа на 12 процентных пунктов. Это много. К середине августа разрыв сократился до 4%. Такая динамика для Байдена должна быть неприятна.
Так что можно с уверенностью прогнозировать: все скоро начнется. И Twitter Трампа заработает с частотой пулемета максим, и вся либеральная мощь американских СМИ включится на полную, и весь заготовленный компромат будет пущен в ход с обеих сторон. Все будет как всегда.
И, конечно, главный вопрос: что нам — Гекуба? И что, соответственно, мы — Гекубе? Какая нам разница, кого выберут президентом США?
На самом деле — никакой. И всерьез волновать это может только участников тотализатора, которые ставят деньги на победу того или иного кандидата. Ну и некоторых наших олигархов.
Все решения американский президент и Госдеп (и обе палаты парламента тоже) принимают исходя исключительно из интересов своей страны. Так всегда было, и так будет. Санкции против России с упоением вводят и демократы, и республиканцы, если кто забыл.
Поэтому считать Трампа более нашим, а Байдена каким–то вражеским — по меньшей мере несерьезно.
А тему нашего влияния на американские выборы лучше оставить самим американцам. Для их же внутреннего пользования.