Уменьшение тиражей и осмотрительный спрос: как пандемия испытывает производителей школьной формы?
Для производителей формы "горячий сезон" перед новым учебным годом обернулся осторожностью со стороны родителей школьников. Нужно ли обновлять гардероб ребенка, если обучение все еще не думает избавляться от приставки "онлайн"? "ДП" узнал, как профильные компании справляются с трудностями, почему интернет–магазины не панацея и как на ученическую моду влияет система отопления в школах.
Выжидать не покупать
"Как собрать ребенка в школу и не сойти с ума?" Заголовки с таким посылом год из года попадаются на глаза примерно за месяц до 1 сентября. Но в этот раз главный вопрос родителей школьников уже совсем другой: а нужно ли вообще закупаться к новому учебному году?
По информации агрегатора вакансий Superjob, к августу треть родителей учащихся младшей школы (33%) лишь ожидали новостей о том, будет ли продлен период дистанционного обучения, и, как следствие, не приобретали новую школьную форму. В других возрастных группах показатель не такой большой, но все же ощутимый: ждать, но не покупать решили 28% родителей школьников среднего звена и 17% — старшего (10–11–е классы).
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг образования — 2020
В первую очередь долгое ожидание новостей и возможный отказ от новой школьной формы влияют на ее продавцов и производителей. Так, в ООО "ЭЛКОМ", которое специализируется на детском вязаном трикотаже, приняли решение сократить тиражи примерно на 40%.
Фиксируют "выжидательные настроения" и на швейном производстве торговой марки "Стильные непоседы". "Сейчас форму покупают осторожно: либо самое необходимое, либо то, из чего дети быстрее всего вырастают. Многие хотят перебиться уже имеющимся в гардеробе", — делится наблюдениями руководитель производства Оксана Неверова.
При этом и ретейлеры, и фабрики надеются на то, что в случае благоприятной эпидемиологической обстановки клиенты в ближайшее время начнут массово возвращаться к ним и докупать все необходимое. Так, согласно результатам исследования Lamoda, 90% родителей растягивают подготовку к школе на несколько этапов, снижая тем самым финансовую нагрузку.
С другой стороны, в Wildberries отмечают рост спроса на одежду и обувь для школы: например, продажи водолазок выросли на 144%, а детских галстуков — на 153%. Правда, это не идет ни в какое сравнение с подготовкой к вполне возможному онлайн–обучению: за последние 2 недели июля продажи ноутбуков выросли на 639%, web–камер — на 1206%, а Wi–Fi–роутеров — на 501%. Легкой промышленности же остается пока лишь надеяться на отложенный бум продаж и возвращение школьников в офлайн–среду.
Весеннее выживание
По данным аналитической компании Alto Consulting Group, в последние 3 года в России наблюдается подъем производства костюмов и комплектов, жакетов и платьев, юбок и брюк, комбинезонов и шорт для детей: в 2019 году их было произведено больше 30 млн штук, что на 18,7% больше, чем годом ранее (при этом в прошлом году Счетная палата заявляла о 16 млн школьников в России). Зато уже в июне "коронавирусного" 2020 года производство аналогичных предметов одежды для детей уменьшилось на 21,4% по отношению к июню прошлого года.
Сложными для производителей школьной формы оказались и весна, и лето: неактивный спрос наложился на проблемы с работой фабрик.
"Провалился весенний сезон, когда магазины и родители обновляли ассортимент к последнему звонку. Далее — практически все лето были закрыты наши основные партнеры (розничные магазины детской одежды). Неясные перспективы сократили отгрузки готовой продукции", — рассказывает Людмила Мотовилова, ведущий специалист ООО "Росодежда СПб" (торговые марки "ИНФАНТА" и MOORIPOSH).
Растягивались и сроки изготовления изделий. Так, бренд "Стильные непоседы" обычно в апреле лишь дошивает остатки тиражей, но этот год ожидаемо стал исключением.
"В этом апреле мы ничего не шили: начался карантин. Долго бились, чтобы нас все–таки пустили на производство. Это непросто, ведь оно у нас находится в торговом комплексе, доступ к которому был полностью ограничен. В итоге мы добились возвращения на производство благодаря тому, что начали выпуск средств индивидуальной защиты: масок и комбинезонов, которые отшивали весь май. Затем перешли к нашей основной продукции", — делится опытом Оксана Неверова и отмечает, что из–за пандемии сроки отгрузки сдвинулись на 1–1,5 месяца.
Трудности возникли у производителей школьной формы не только с сырьем, но и с фурнитурой. "Мы трикотажная фабрика, в основном работаем с пряжей, и как раз с ней проблем не было — все держалось на потоке действующих контрактов. Но испытывали сложности с теми мелочами, которые Россия не производит: у нас не было ни молний, ни пуговиц, ни крючков, ни замков", — говорит Анатолий Симанов, директор ООО "ЭЛКОМ".
Эксперт отмечает и другую особенность в работе со школьной формой: интернет–магазин не может быть панацеей для поддержания своего дела даже в период, когда онлайн — это единственный канал продаж.
"Про онлайн хорошо говорить, если живешь в Петербурге, Москве или другом городе–миллионнике. Но стоит отъехать 80 км от такого города, и там не то что онлайн — даже телефон не везде ловит", — говорит Анатолий Симанов, но добавляет, что спрос на школьную форму его компании разделяется между Петербургом вкупе с Ленобластью и другими регионами страны поровну — 50 на 50.
Ловцы фишек
По инициативе министерства промышленности и торговли России был создан портал "Наша форма", где родители школьников могли узнать о местных производителях форменной одежды. Из 15 зарегистрированных в Петербурге и Ленобласти компаний, имеющих "карточки" на портале, пять уже завершили работу.
Одна из причин оттока производств из региона — конкуренция со стороны непрофильных компаний, которые к сентябрю стабильно выпускают школьную коллекцию. Так, по информации Lamoda, в список самых популярных брендов для школьников вошли петербургские бренды Acoola (Concept Group) и Sela (Melon Fashion Group), которые в основном занимаются линейками детской повседневной одежды.
Еще одна причина "вымирания" некоторых компаний, по мнению Анатолия Симанова, — дисбаланс вложенных сил и ожиданий: "Когда поднялась шумиха вокруг школьной формы (федеральный закон о введении школьной формы от 2014 года. — Ред.), все тут же кинулись ее делать. Но через 1–2 года эти “ловцы фишек” поняли, как это непросто".
Одна из таких непонятных для новичков особенностей — сокращение работы с корпоративными клиентами. Казалось бы, школьная форма должна буквально жить на контрактах со школами. Но практика показывает обратное.
"Часто родительские коллективы хотят заказать форму в мае, а выкупить в августе. За это время дети вырастают — и не все одинаково. Появляется много проблем. Вот почему со школами мы сейчас стараемся не работать", — говорит Оксана Неверова.
Еще один важный момент — постоянное "отлавливание" тенденций. И хотя форменная одежда более устойчива к изменениям в моде, все же своя специфика есть и в этой сфере.
"Стричь всех с 1–го по 11–й класс под одну гребенку плиссированных юбочек — это утопия. Например, нужно учитывать, что среди старшего звена популярен оверсайз. Или, например, если на неделе моды показывают кардиганы с крупными пуговицами и спущенной линией плеча, значит, их нужно сделать и нам. Это в начальной школе актуальны рюши и кружева, а в старшей и средней нужно все время смотреть в сторону трендов", — говорит Анатолий Симанов.
И добавляет, что на школьную моду иногда влияют совсем неожиданные факторы: например, с улучшением отопительной системы в школах в прошлое стали уходить форменные жакеты.
В этом году страсти по школьной форме приняли новый вид. Но эксперты уверены: даже если спрос не восстановится к сентябрю, он обязательно подрастет в первые же дни после новости о том, что онлайн–обучение в прошлом.
Материал подготовлен в рамках
Рейтинга образования — 2020