Этим летом спрос на аренду катера без капитана вырос в среднем на 30%, однако власти города против таких развлечений.
Плавать по рекам и каналам Петербурга можно не только на прогулочных теплоходах, но и на маломерных судах, управляя ими самостоятельно. Аренду катера без капитана предлагают на берегах Невы не первый год, но в этом сезоне она стала в разы популярнее. В связи с тем, что границы были полностью закрыты, жители и гости города стали искать альтернативные способы отдыха. Некоторые сервисы отмечают рост спроса на 30–40%, всего сейчас работают с десяток компаний, предлагающих такую краткосрочную (от 45 минут) аренду.
Владелец проката White Shark Кирилл Шаркин предлагает катера с капитаном и без. Он отмечает, что сервис набирает популярность из–за того, что у любого желающего есть возможность почувствовать себя рулевым и самому вести лодку. "Для этого даже права не нужны, если катер весит не больше 200 кг, а те, что сдаются в аренду на данных условиях, именно такие. Катера побольше — только при наличии прав", — добавляет Шаркин.
Представитель компании Bezkapitana.ru также в разговоре с "ДП" рассказал о возросшем спросе на подобные услуги. Фирма существует в Петербурге уже 5 лет, и количество ее клиентов увеличивается из года в год, так как многие не сразу узнают о такой возможности.Востребованность проката также зависит от погодных условий, количества судов в парке, да и от цен, а они довольно демократичные — от 1300 рублей за 45 минут, час проката в среднем стоит 2,5–3 тыс. рублей.
Юристы рассказали "ДП", что такой бизнес действительно не является незаконным, если сдаваемый в аренду катер весит не больше 200 кг с мощностью двигателей до 8 кВт.
"Они не поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС, а соответственно, управлять таким судном может любое лицо вне зависимости от наличия удостоверения на право управления маломерным судном", — подчеркивает руководитель проектов юридической компании "ЭЛКО профи" Анна Климовская.
Владелец катера также имеет право сдавать его в краткосрочную аренду. Юрист отмечает, что данные отношения регулируются гражданским законодательством. Однако Климовская подчеркивает, что в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление судном лицом, не имеющим прав на него, или за передачу управления судном лицу, у которого прав нет вовсе. Но это касается катеров, которые весят более 200 кг и имеют мощность двигателей более 8 кВт.
Однако власти города пытаются запретить любой активный отдых на воде — и катера, и квадроциклы. Сейчас как раз разрабатывается законопроект, запрещающий всем маломерным судам использовать водные магистрали Петербурга. "Говорят, что все это небезопасно, хотя за 5 лет работы проката не было ни одного происшествия", — заключают в Bezkapitana.ru.