Самыми популярными платформами в учебной среде остаются Moodle, Microsoft Teams, Sakai, BlueJeans и Zoom. Ряд вузов используют сразу несколько систем. Например, в СПбПУ рассказали, что в новом учебном году с помощью Microsoft Teams будут запущены не только онлайн–курсы: лекционные занятия, рассчитанные на поток свыше 100 студентов, также будут проводить на этой платформе. Виртуальную обучающую среду LMS Moodle в Политехе применяют для организации и управления образовательным процессом, а также организации защит квалификационных работ. Вступительные экзамены проводят с помощью фотопрокторинга для порталов Moodle — совместной разработки института и компании "Омега", которая выдерживает до 400 подключений одновременно.
В опрошенных "ДП" вузах отмечают: весенний опыт удаленной учебы показал, что онлайн–формат не уступает по качеству очным занятиям. Некоторые используют не только готовые IT–решения, но и свои ПО. Так, у СПбГУАП есть своя электронная информационно–образовательная "Интегрированная среда обучения", которая включает в себя и личные кабинеты, и модернизированную под задачи университета систему LMS Moodle, рассказали в вузе.
"С 2013 года мы начали формирование масштабной электронной образовательной среды для студентов на базе платформы LMS Moodle. Сервис открывает доступ к учебным материалам и электронным библиотечным ресурсам, позволяет выполнять аттестационные задания дистанционно и в режиме онлайн следить за изменениями в расписании", — рассказали в пресс–службе СЗИУ РАНХиГС.
Собственное ПО для дистанционного обучения есть и у ИТМО. Это информационно–образовательная среда AcademicNT (первая версия появилась еще в начале 2000–х). В ней реализованы все методы и технологии электронного обучения и даже балльно–рейтинговая система оценки успеваемости студентов. А для контроля проведения экзаменов вуз создал приложение прокторинга ITMOproctor. "Только в 2019 году на информационно–коммуникационные технологии было выделено более 5% от общих расходов", — поделились там.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг образования — 2020
Руководитель проектов департамента IТ–аутсорсинга ГК "КОРУС Консалтинг" Владимир Бобров отмечает, что стоимость разработки собственного продукта для вузов обычно выше, чем использование готового сервиса в перспективе 1–3 лет. Сумма варьируется в зависимости от функций и архитектурных решений, минимальный порог — от 3 млн рублей. "Но инвестиции в платформы удаленного обучения выгодны — так вуз может расширить круг абитуриентов, предоставляя услуги в самых отдаленных частях страны. Также своя разработка безопаснее, она исключает риски утечки конфиденциальных данных", — говорит Бобров.
Основатель компании Teleitems Павел Смольников подчеркивает, что за разработку таких продуктов лучше браться только тем вузам, которые уже имеют подобный опыт: при его отсутствии можно неверно рассчитать необходимый бюджет и спрогнозировать сроки. "Одно дело запустить продукт, другое — поддерживать и развивать его в течение многих лет. К тому же требований к ПО у вузов много. Не каждый институт может позволить себе профессиональную команду IT–специалистов: зарплаты опытных разработчиков обычно начинаются от 100 тыс. рублей", — рассуждает эксперт.
Материал подготовлен в рамках
Рейтинга образования — 2020