Резкий рост стоимости авиатоплива практически нивелирует все принимаемые правительством РФ и самими авиакомпаниями меры по преодолению текущего кризиса в авиационной отрасли, говорят в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.
В августе в России началось серьезное увеличение стоимости авиационного керосина. Это касается и топлива, поставляемого в аэропорт Пулково. Правда, как минимум одна из топливозаправочных компаний в петербургском аэропорту не стала поднимать цены. Как выяснил "ДП", в АО "Совэкс" тариф на керосин марки ТС–1 остался на прежнем уровне — 36,2 тыс. рублей за тонну (без НДС). Начальник коммерческой службы этой компании Марина Синельникова рассказала, что тариф может сохраниться и в сентябре.
"Цены не меняли, держимся из последних сил, стараемся сохранить конкурентное преимущество. Скоро станет известна закупочная цена на сентябрь. Если она окажется приемлемой, то оставим нынешнюю стоимость. Тем самым пытаемся поддержать авиаотрасль, понимая, что она находится в глубоком кризисе, — говорит она. — Повышение тарифов в целом на рынке можно объяснить ростом закупочной цены на нефтепродукты на бирже. В мае и июне стоимость авиакеросина оставалась достаточно низкой, ситуация изменилась, как стали возобновляться авиаперелеты".
По словам Марины Синельниковой, спрос на авиатопливо со стороны перевозчиков восстановился лишь на 60% по сравнению с докризисным периодом.
Остальные операторы, работающие в Пулково ("Роснефть–Аэро" и АО "Аэрофьюэлз"), отвечать на вопросы "ДП" не стали.
О повышении тарифов на авиакеросин в начале августа сообщил президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун в открытом письме министру транспорта РФ Евгению Дитриху. По данным АЭВТ, в Пулково стоимость авиатоплива на тендерах с датами поставки 11 августа — 10 сентября подросла на 18%, в некоторых аэропортах — почти на две трети.
"Столь резкий рост стоимости авиатоплива практически нивелирует все принимаемые правительством РФ и самими авиакомпаниями меры по преодолению текущего кризиса в авиационной отрасли и созданию условий для поступательного восстановительного роста. Стремительное удорожание стоимости авиатоплива неминуемо приведет к общему росту стоимости услуг воздушной перевозки для конечных потребителей", — предостерег он главу Минтранса.
Собственную проверку инициировали в Федеральной антимонопольной службе. Там пояснили, что изменение цен на топливо может быть вызвано нежеланием авиакомпаний приобретать керосин на бирже. Результаты проверки еще не готовы, уточнили в пресс–службе антимонопольного ведомства.
"Конечная стоимость авиационного керосина в аэропортах складывается из стоимости керосина и дополнительных услуг (перевозки, хранения, перевалки и услуг аэропортов или топливно–заправочных комплексов (ТЗК)). По состоянию на 10 августа 2020 года оптовая (биржевая) цена на авиакеросин на 30% ниже цены, зафиксированной на аналогичную дату прошлого года. Видимо, резкий скачок цен связан с тем, что авиакомпании предпочитают закупать авиакеросин на торгах", — пояснили в ФАС.
В соответствии с этой схемой складывается цепочка посредников: в тендерах участвуют топливозаправочные комплексы российских аэропортов, которые приобретают часть топливных объемов у трейдеров, а те скупают авиакеросин на торгах Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой биржи. При этом стоимость керосина зависит от множества факторов, в том числе от дополнительных услуг ТЗК, говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, стоимость авиабилетов на 25–30% зависит от цен на авиатопливо.
"Есть два сценария закупки. Такие крупные авиакомпании, как “Аэрофлот”, могут напрямую закупать топливо у производителей керосина, а услугу по заправке оплачивать отдельно. В этом случае действуют долгосрочные контракты. Если заправка происходит в небольшом объеме, то закупается топливо “в крыло” (в розницу. — Ред.) через ТЗК. Именно этими данными и может оперировать АЭВТ, — говорит эксперт. — У ТЗК есть существенный объем фиксированных цен на содержание нефтехранилища, обслуживающий автотранспорт и прочее. Если падает объем заправки (например, в аэропорту отменилась существенная доля международных рейсов), то себестоимость заправки резко повышается, эти затраты могут вложить в стоимость керосина. А широкий диапазон роста цен на авиатопливо в разных городах обусловлен множеством факторов — логистическими издержками, конкуренцией операторов и т. д.", — говорит он.
Напомним, в прошлом году российские авиакомпании начали поднимать цены на авиабилеты. Перевозчики объясняли это возросшими расходами на керосин, который обошелся авиакомпаниям на 40% дороже, чем годом ранее. Общий операционный убыток отрасли составил в итоге 70 млрд рублей.
Тогда президент Владимир Путин распорядился компенсировать потери перевозчиков за счет резервного фонда, а Минтранс предварительно утвердил помощь в 22,5 млрд рублей.
Финансовую помощь в итоге авиаперевозчикам даже увеличили до 23,4 млрд, но уже не в прошлом, а в нынешнем году, и не в качестве топливных субсидий, а "для возмещения убытков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции".