Кингисеппский машиностроительный завод вложил 50 млн рублей в разработку рейдового катера.
Серийный образец РК–700 "Сапфир" по проекту 03080 Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) представил на форуме "Армия–2020" в Москве. По оценкам экспертов, КМЗ может претендовать на гособоронзаказ в рамках обновления флота МЧС, а также на экспорт в страны Ближнего Востока.
РК–700 можно использовать как рейдовый или разъездной рабочий катер, а также устанавливать в качестве бортового на кораблях и судах. Он позволяет вести буксировочные работы или перевозить грузы при волнении поверхности моря до 4 баллов, а аварийно–спасательные работы — при неограниченной балльности моря.
"Катер непотопляем, даже если будет полностью залит водой", — рассказал "ДП" главный конструктор выделенного направления маломерного судостроения КМЗ Дмитрий Бабин. Длина РК–700 составляет 7,5 м, ширина — 2,4 м, осадка — 0,3 м, полное водоизмещение — 2 т, грузоподъемность — около 1,5 т.
Корпус изготовлен из металлоармированного стеклокомпозитного пластика, запатентованного КМЗ. "Функция этого материала — обеспечивать защиту от ударных воздействий. Он предотвращает разрушение корпуса при минных разрывах вблизи катера", — пояснил Дмитрий Бабин.
Разработчиком проекта стало собственное конструкторское бюро КМЗ. По оценкам компании, в разработку нового проекта она инвестировала около 25 млн рублей, общая сумма с учетом производства составила около 50 млн. Сейчас РК–700 оборудован двигателем марки Nanni Diesel мощностью 170–370 лошадиных сил, который КМЗ производит в рамках соглашения с этой компанией о локализации. В дальнейшем завод планирует выпускать двигатели по технологии, разработанной совместно с Ленинградским заводом точного машиностроения.
Заключенных контрактов на поставку катеров пока нет, но переговоры об этом ведутся, сообщили в пресс–службе КМЗ.
Основная специализация завода — изготовление дизель–генераторов и силовых судовых установок мощностью до 10 тыс. л. с. Предприятие также выпускает палубное оборудование, лебедки для плавсредств. Компания преимущественно работает в рамках государственного оборонного заказа.
"Полагаю, что в рамках конверсии, о которой много сейчас говорится, КМЗ разработал свой проект. Но считаю, что заниматься этим, не имея договоренностей о реализации новой продукции, нецелесообразно. Надеюсь, у предприятия есть или подписанные, или обсуждаемые договоры на поставку", — говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты Игорь Муравьев.
По его мнению, в первую очередь покупателями могут стать такие государственные структуры, как МЧС. "Частники все же предпочитают приобретать импортные суда такого типа", — говорит эксперт.
Он надеется, что в перспективе завод перейдет на использование своих, а не зарубежных двигателей. "Страна идет по пути снижения импортных закупок, особенно для государственных нужд, так что идея о собственном двигателе в общем здравая, — рассуждает Игорь Муравьев. — Но все будет зависеть от того, как поведут себя первые катера на воде, какие изменения в проект, возможно, потребуется внести. Ну и дальше необходимо максимально увеличивать в проекте долю российского оборудования".
Конкуренты, строящие подобные катера, у КМЗ есть, и очень сильные. Это иностранные компании, утверждает Муравьев. "Занять свою долю рынка КМЗ может помочь импортозамещение как некий политический фактор. Если удастся добиться приемлемой себестоимости, а качество окажется сопоставимым, проект будет востребован", — добавляет он.
Другой источник "ДП" в промышленной отрасли обращает внимание на то, что КМЗ специализируется на выпуске двигателей, и если завод сможет ставить их на свои катера, то тем самым расширит рынок сбыта. "Это нормальная бизнес–идея", — говорит он.
Собеседник также предполагает, что КМЗ претендует на нишу закупок для МЧС и других госорганов. "Вопрос обновления маломерного флота в этих организациях стоит достаточно остро. Во время пандемии многое импортное оборудование и запчасти застревали на границе, не поставлялись и т. д. Да и из–за слабеющего рубля обслуживать импортную технику госструктурам обходится все дороже. Поэтому появляется спрос на альтернативу", — рассуждает он.
Собеседник газеты также отмечает, что разработчик делает акцент на защитных функциях корпуса РК–700 при разрывах мин. "Наши внутренние воды давно разминированы, поэтому могу предположить, что у КМЗ есть амбиции по поставкам катера на Ближний Восток", — резюмирует он.
Производственная площадка КМЗ находится в поселке Назия Кировского района Ленобласти. Производство занимает около 30 тыс. м2. Мощности предприятия позволяют производить один катер РК–700 в неделю. По оценкам КМЗ, в его портфеле заказы на поставку более 40 катеров других проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 "Арктика").
По данным "Контур.Фокус", КМЗ принадлежит Тимуру Гарееву (52,5%), Михаилу Даниленко (30%), Александру Борисову (17,5%). В 2018 году (более поздних данных нет) выручка предприятия выросла на 63%, до 1,4 млрд рублей, чистая прибыль составила 86,6 млн.