Москва, Международная выставка погребальных принадлежностей, похоронного сервиса и мемориального искусства.
16:1330 августа 202016:13
3489просмотров
16:1330 августа 2020
Первые "уберы" для кладбищ в РФ начали появляться в конце 2000–х. Сначала это были онлайн–сервисы по поиску старых захоронений. Затем — по уходу за могилами и организации похорон. Хотя рынок считается непрозрачным, агрегаторам удалось там закрепиться.
Хотя технология могла бы серьезно упростить взаимодействие с клиентами и сделать более прозрачными условия бизнеса, желающих проводить цифровизацию в ритуальной сфере по–прежнему немного. Впрочем, как и инвесторов: большинство из них тему смерти стараются обходить стороной.
Но исключения есть.
Umerизация рынка
К приходу агрегаторов ритуальные компании поначалу отнеслись настороженно и местами даже враждебно.
"Когда мы только запускались, на нас пытались выйти люди с косвенными предложениями помочь, чтобы никто, скажем так, нас не трогал", — говорит Игорь Жуков, соучредитель проекта ripme.ru.
Постепенно отношения потеплели. Во многом за счет того, что агрегаторы помогли ритуальным агентствам найти клиентов в онлайне.
"Люди стали осознаннее подходить к выбору компании для организации похорон и чаще использовать интернет для поиска и заказа ритуальных услуг", — говорит Павел Сосновый, директор по развитию АО "Честный агент".
"Многие компании уже готовы к сотрудничеству. Они работают честно, предоставляют актуальные цены, перечень услуг, принимают заявки и оказывают консультационную поддержку через агрегатор. Хотя, конечно, остались и те, кто против этого", — добавляет Игорь Жуков.
Сегодня с помощью агрегаторов в России можно выбрать гроб, памятники, венки и другие товары, решить вопрос транспортировки тела, выбрать кремацию или погребение, найти подходящее кладбище и место на нем, арендовать зал для проведения поминок, найти старые захоронения, возложить цветы к могиле в другом городе или стране и т. д.
Но есть и ограничения. Например, в онлайне нельзя получить разрешение на захоронение или оформить завещание.
"Действующее российское законодательство не предусматривает возможность составить и нотариально удостоверить завещание в интернете, то есть без личного участия завещателя. Логика законодателя здесь очевидна: слишком велико поле для злоупотреблений и для возможности повлиять на волю завещателя без личного участия нотариуса в удостоверении завещания", — говорит Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт–Петербурга.
В странах, где нет такого запрета, подобная услуга пользуется большим спросом. Например, каждое десятое завещание в Великобритании составляется с помощью онлайн–сервиса Farewill. Совокупный объем наследства, оформленный через их платформу, достигает 200 млн фунтов стерлингов. Такие показатели не могли не обратить на себя внимание инвесторов: в январе 2019 года компания привлекла $10 млн, в этом июле — еще $25 млн.
Похороните меня за плинтусом
Согласно исследованию РАНХиГС, откладывают деньги на свои похороны только 24% россиян. Из них около 40% накопили более 90 тыс. рублей, треть — от 51 тыс. до 90 тыс. рублей, и четверть — до 50 тыс. рублей.
"Учитывая, что убыль населения в 2019 году составила 316 тыс. человек, то на ритуальные услуги россияне могли потратить, по минимальным подсчетам, от 21 млрд рублей", — говорит Артем Мейерович, основатель проекта "Забота После".
В ripme.ru также оценивают российский похоронный рынок минимум в 20 млрд рублей. Правда, доля агрегаторов на рынке очень мала. По подсчетам компании, на них приходится менее 1%. Исключение — Москва и Московская область. В "Честном агенте" оценивают столичный рынок в 12 млрд рублей. "Наша доля составляет примерно 7%", — говорит Павел Сосновый.
Отдельная статья расходов — это благоустройство могил через несколько лет после захоронения. По словам Артема Мейеровича, стоимость таких услуг сопоставима с суммами, которые россияне откладывают на погребение.
"Учитывая это, можно прибавить еще около 20 млрд рублей, и тогда емкость рынка составляет минимум 41 млрд рублей, или 130 тыс. рублей на одного умершего в течение 2–3 лет с момента его смерти", — говорит он.
По прогнозу исследовательской компании ResearchAndMarkets, в 2020 году мировой рынок ритуальных услуг составит $102,4 млрд, что лишь на 0,1% больше, чем в 2019–м. Низкий рост аналитики объясняют карантинными ограничениями, введенными в большинстве стран.
"Закрытие кладбищ сделало невозможным оказание большинства услуг населению. Спрос на самую популярную услугу — по уборке захоронения — упал на 50%, но в августе уже начался постепенный рост", — говорит Артем Мейерович. В целом, по данным Росстата, объем платных ритуальных услуг сократился за январь–май на 1,7%. При этом общее падение по всем сферам сервиса за этот же период составило 16,6%.
Ритуальная реальность
Несмотря на частичное обеление рынка, его теневая сторона по–прежнему мешает развиваться агрегаторам.
"Чиновники, отвечающие за выделение мест на кладбищах и выдающие разрешения на установку надмогильных сооружений, не заинтересованы в развитии онлайн–сервисов. Для тех, кто получает незаконный доход от продажи мест или разрешений на установку памятника, агрегаторы являются угрозой", — говорит Павел Сосновый.
"Де–факто в каждом регионе это устоявшаяся монополия — в таких условиях сложно ожидать ее качественного развития", — добавляет Артем Мейерович. Потенциальных инвесторов такая репутация, безусловно, отпугивает.
"Когда речь заходит о вложениях или каких–то совместных проектах, первое, что всем приходит в голову, — это очень черный рынок. И поэтому многие не хотят с этим связываться", — говорит Игорь Жуков.
Публичных сделок на российском рынке практически нет. Известно, что в 2015 году ФРИИ инвестировал в сервис по поиску и уходу за могилами Pomnim.pro 1,4 млн рублей (из них 600 тысяч — услуги по акселерации) в обмен на долю 5,6%. Комментировать эту сделку сейчас в фонде отказались.
По мнению Игоря Рождественского, соучредителя и члена правления Ассоциации брокеров инноваций и технологий, российский рынок еще не созрел для инвестиций в агрегаторы ритуальных услуг. Однако со сменой поколений ситуация может измениться.
"На место бедных старушек, которые никогда не ходили в интернет, придут бедные старушки, которые в интернете живут. Если у этой старушки, например, умирает старичок, то хотя она может и не знать, что ей делать в этой ситуации, но если она находит в онлайне single click whole service, то есть похороны в один клик, то это вполне может быть интересно", — говорит он.
По мнению участников рынка, помочь развитию агрегаторов могут законодательные изменения, которые, во–первых, упрощали бы выдачу мест для захоронений, разрешений на установку памятника, оформление завещания и прижизненных договоров и, во–вторых, исключили бы коррупционную составляющую за счет перевода государственных и муниципальных услуг в онлайн.
В целом игроки с оптимизмом смотрят в будущее и уверены, что, несмотря ни на что, агрегаторы будут развиваться. По мнению Павла Соснового, почти все заказы могут перейти на такие платформы в течение 5–10 лет.
"Уверен — когда–нибудь мы сможем выбрать место на кладбище одним кликом, еще одним — дату и время похорон, а в завершение оплатить все сразу по тем ценам, что написаны, а не тем, которые нас неприятно удивят", — говорит Артем Мейерович.
“
Таким проектам сложно выходить на рынок, но не из–за того, что там бандиты, а потому что просто ставить палки в колеса. Люди могут саботировать работу, например не выдать какую–нибудь справку, передать тело из морга в более поздние сроки или не пустить на кладбище по какой–то причине. Это очень большой риск. Что касается маркетплейсов по уборке захоронений, там таких препятствий нет. Я недавно инвестировал в подобный сервис, сейчас он находится в районе самоокупаемости. Правда, несмотря на то что проект достаточно долго работает на рынке, база клиентов растет очень медленно. Обычно человек сам приходит на могилу и убирает ее, и он готов делегировать эту работу только в том случае, если куда–то переехал.
Александр Румянцев
Венчурный инвестор
“
Сегодня, как и 10 лет назад, граждане предпочитают лично пообщаться с агентом и почувствовать поддержку, полистать прейскурант и выбрать в магазине товары для захоронения. Однако, вероятнее всего, в скором времени любые ритуальные услуги можно будет заказать дистанционно. Недавно в Петербурге заработал агрегатор, предлагающий удаленный заказ ритуальных услуг и консультации по сопутствующим вопросам. Планируется, что этот перечень будет постепенно расширяться. На наш взгляд, развитие агрегаторов будет происходить постепенно. Сперва будет освоена одна ниша, затем следующая.
Ассоциация предприятий похоронной отрасли Петербурга и Северо-Запада России