Очередной этап многолетней судебной войны между Синявинской птицефабрикой, Волховским комбикормовым заводом и Сбербанком близок к завершению. И, вероятно, к банкротству "куриного царства".
Птицефабрика "Синявинская" является крупнейшим в России производителем куриных яиц, в то время как Волховский комбикормовый завод (ВККЗ) входил в ее производственный комплекс и обеспечивал все подразделения этого предприятия кормами. Сбербанк, в свою очередь, является основным кредитором как ВККЗ, так и птицефабрики. Однако в 2019–м банк организовал процесс банкротства ВККЗ, который был заложен еще в 2017 году по кредитным долгам, объясняя это необходимостью привлечь соинвесторов на этот актив.
В июле 2020–го Сбербанк добился обращения взыскания на залог акций птицефабрики и комбикормового завода. Как следует из данных картотеки арбитражных дел, банк заключил с АО "Птицефабрика Синявинская" ряд кредитных договоров (в частности, первый датирован 2009 годом). В качестве обеспечения возврата денег банк заключил договоры залога именных обыкновенных акций АО "Птицефабрика Синявинская" и АО "Волховский комбикормовый завод" (ВККЗ) с шестью компаниями (ООО "Статус", ООО "Ланс–Трейд", ООО "Юником", ООО "ИнвестЮнион", ООО "Экспо–Консалт", ООО "СБК Базис").
Как отмечает управляющий партнер юридического бюро Legal To Business Светлана Гузь, в соответствии с данными casebook все залогодержатели, ответчики по этому делу, входят в группу Сбербанка. При этом все они, за исключением "СБК Базис", находятся в процессе ликвидации. В общей сложности в залоге у банка находилось 2,163 млн акций птицефабрики номиналом 100 рублей и 11,133 тыс. акций завода номиналом 1 рубль.
При этом долги птицефабрики по этим кредитам, как следует из решения Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, достигли 3,5 млрд рублей. Суд не стал назначать продажную стоимость ценных бумаг, поскольку такой обязанности закон на него не возлагает. Арбитраж признал требование кредитного учреждения обоснованным и обратил взыскание на залог.
При этом, по оценке Светланы Гузь, рыночная стоимость акций стремится к минимальным значениям и не может представлять для залогодержателя ресурс для погашения задолженности по неисполненным кредитным обязательствам. Оба эмитента — в процедурах банкротства, инициированных ПАО "Сбербанк" в 2019–м. Требования кредитного учреждения к каждому должнику превышают 5 млрд рублей. По итогам 2019 года баланс птицефабрики — 4,8 млрд рублей, а ВККЗ — 498,2 млн.
Также в залоге у Сбербанка, как следует из материалов банкротного дела птицефабрики, около 150 объектов недвижимости (здания и земельные участки). Требование банка на 5,2 млрд рублей в рамках процесса о несостоятельности "Синявинской" признано как обеспеченное залогом. Пресс–служба Сбербанка от комментариев отказалась.
Исполнительный директор Национального кормового союза Сергей Михнюк считает, что Сбербанк пытается взять под контроль свои активы и вложения, а вся ситуация — "попытка все это дело привести в порядок". По его словам, вероятно, Сбербанк войдет в операционный менеджмент "Синявинской", будет формировать управленческую повестку предприятия, согласовывать действия и решения, а также контролировать менеджеров через своих представителей или делегированных лиц, чтобы ничто и никуда не ушло с молотка.
"Дальше будут с помощью управленческих механизмов пытаться выправить ситуацию и уходить из этой темы, потому что у Сбербанка все–таки другой вид деятельности, нежели управление комбикормовыми заводами и птицефабриками", — комментирует эксперт. Михнюк уверен: никому не интересно продать на запчасти завод или птицефабрику, нужно, чтобы это генерировало доход. "Никто же не сделает из птицефабрики свинокомплекс, а комбикормовое производство вообще привязано к данному потребителю", — добавил он.
Любопытно, что получение Сбербанком акций происходит на фоне острой борьбы с ООО "Водоканал Приладожского городского поселения" (ПГП) в банкротном процессе "Синявинской". В ноябре 2019–го у должника введена процедура наблюдения, реестровая задолженность составляет 5,29 млрд рублей, а общее количество заявленных кредиторами требований — 13,7 млрд рублей.
"С учетом процедур несостоятельности эмитентов вероятность приобретения бумаг низкая, тем не менее, возможно, найдется покупатель, готовый приобрести акции предприятий на торгах, выступив инвестором, и вывести должников–банкротов из кризисной ситуации. В противном случае Сбербанк может оставить нереализованное на торгах за собой, легализовав де–юре статус акционера. В последующем банк сможет продавать акции на рыночных условиях вне рамок принудительных торгов", — предполагает возможную судьбу акций Светлана Гузь.