Через 7 лет, когда члены ЕС начнут отдавать долг в 750 млрд евро, которые сейчас щедро начнут раздавать во всех странах сообщества для борьбы с последствиями пандемии, экономическая карта Евросоюза окажется совершенно иной, нежели сегодня.
Раздадут миллиарды
Положение стран, которые сегодня живут с репутацией бедных родственников, может оказаться лучше, чем у тех, кто с лёгкой руки Брюсселя сегодня заберёт львиную долю пирога в размере 750 млрд евро, которые дополнительно брошены к семилетнему бюджету свыше 1 трлн евро.
По мнению старшего экономиста банка Luminor Жигимантаса Маурицаса, существует высокая вероятность, что уровень развития таких стран, как Чехия, Словакия, Польша и страны Прибалтики, окажется выше, чем стран Южной Европы. В итоге уже к 2028 году эти страны станут не получателями дотаций ЕС, а вынуждены будут превратиться в доноров, в худшем случае в общий бюджет ЕС придётся платить больше, чем получать из него. В лучшем — разойтись по нулям, то есть, по сути, уже через 7 лет начинать полную самостоятельную жизнь.
Итак, Совет Европы утвердил, кроме семилетнего бюджета более чем в 1 трлн евро, дополнительный фонд поддержки экономик от последствий пандемии COVID-19 в размере 750 млрд евро. Он разделён на две части: 390 млрд раздадут как безвозвратные дотации, оставшуюся часть члены ЕС разделят в виде кредитов.
Изначально безвозвратными субсидиями собирались раздать 500 млрд евро и только 250 млрд евро как займы. Этому воспротивилась "бережливая четвёрка" — Нидерланды, Дания, Австрия и Швеция. Позже к этой группе присоединилась Финляндия. Всё потому, что на самом деле вся эта сумма — один большой заём от имени всего ЕС. А значит, чем больше часть, которую нерадивые члены получат как безвозвратные дотации, тем больше придётся отдавать как долг более развитым экономикам. А это означает рост отчислений в общий бюджет со стороны богатых стран. Долги надо будет начать возвращать через 7 лет, а полностью расплатиться — до 2058 года.
Прибалтика формально приблизилась к середнячкам
Один из вариантов возврата денег — введение целого ряда налогов, о которых уже писал "ДП". Снижение безвозвратных дотаций с 500 млрд до 390 млрд евро экономисты в целом встретили положительно. "Слишком большой размер дотаций вызывает риск снижения эффективности их использования южными странами. Дотации означают, что "каждому по потребностям, от каждого по возможностям". А поскольку свои возможности страны Южной Европы оценивают весьма скромно, долгое время их экономики в стагнации. Или если и растут, то медленнее среднеевропейского уровня — укоренилась вера, что счёт оплатят северные страны. И отчасти Центральной Европы и Прибалтики, экономики которых быстро догоняют (развитые страны)", — сказал порталу Alfa.lt Жигимантас Маурицас.
Формально догнать средний уровень по ЕС Прибалтика сможет уже через 7 лет, когда и начнётся возврат гигантского долга. "Ещё в прошлом году по номинальному ВВП Литва обогнала Грецию и была очень близка к показателям Португалии. Имея в виду, что эти страны от кризиса пострадали ещё больше, в этом году Литва уже обгонит и Грецию, и Португалию. Будет почти на полпути между Португалией и Испанией с Италией. А такие страны, как Чехия и Эстония, ещё больше продвинутся", — считает экономист.
К слову, 390 млрд евро, которые потратят как безвозвратные субсидии, в основном разделят между собой как раз страны Южной Европы. Восточной Европе достанутся крохи. Той же Литве в виде дотаций уйдёт всего 3,1 млрд евро. Мол, пострадали от кризиса несильно — нечего и помогать. А была бы эта безвозвратная часть 500 млрд евро? Они бы растворились в южных широтах, как уже происходило не раз, а отдавать деньги — богатому Северу и более дисциплинированному Центру.
Заставят провести реформы
Что касается кредитной части, то по принятой формуле попросить можно не больше 6,8% от ВВП страны. Таким образом Совет Европы подстраховался: новые кредиты драматично не увеличат долг каждого члена в отдельности. Их, к слову, можно и не брать, но в Брюсселе не сомневаются, что в первую очередь южные страны воспользуются правилом "дают — бери". А вот Северная Европа и развитый Центр — вряд ли. Нет необходимости. К ним может попытаться присоединиться и Прибалтика, которая пытается все последние годы уйти от имиджа бедного родственника.
Кроме того, чтобы получить дотации, члены ЕС обязаны провести определённые реформы. И тут могут появиться уже новые проблемы. Сегодня неизвестно, какие требования будут предъявлены к желающим воспользоваться бесплатными миллиардами. Для Прибалтики проблемой могут стать требования ускоренной реновации старого советского жилищного фонда, внедрения других мер, увеличивающих эффективность в энергетике, развития возобновляемой энергетики или синхронизации электросетей. И ещё целый ряд требований — вплоть до реформы системы образования.
Как будут делить
Сама схема получения как безвозвратных субсидий, так и кредитов достаточно непростая. Хотя вернуть деньги будет ещё сложнее. Еврокомиссия будет одалживать деньги на международном рынке, выпуская облигации от 3 до 30 лет. Из 390 млрд евро, которые заложены как безвозвратные дотации, 312,5 млрд евро, или 80%, будут направлены в виде так называемого инструмента восстановления и устойчивости. Эту часть члены ЕС потратят в 2021–2023 годах. Остальная часть фонда дотаций — 77,5 млрд евро — будет прикреплена к существующим программам бюджета ЕС.
Самая главная часть всего пирога — это и есть эти 312,5 млрд евро. Проблема в том, что Брюссель только определился с суммой, но критерии получения безвозвратных субсидий никто чётко не прописал и, кажется, трактуют их совершенно по-разному. Что не удивительно, когда формулировка такая расплывчатая: "Для получения дотации необходимо улучшить план восстановления национальной экономики".
Мина замедленного действия
Кроме того, гарантированный раздор между членами ЕС Брюссель заложил, увязав размеры дотаций с масштабом пандемии COVID-19 в каждой стране в отдельности. Это значит, что больше всего денег получат Италия и Испания, но на фонд может претендовать абсолютно каждая страна. И у каждой страны есть возможность блокировать такие транши в любую страну ЕС сроком на 3 месяца. И хотя в будущих спорах окончательное решение всегда будет принимать Еврокомиссия, нетрудно догадаться, как обидчивые члены ЕС будут вставлять друг другу палки в колёса. Это хорошо было видно по расколу в самом начале пандемии, о котором уже писал "ДП", когда медицинские препараты и защитные средства страны ЕС не пропускали друг к другу через вновь заработавшие границы.
Ещё одна интересная деталь: страны "бережливой четвёрки" после 5 дней переговоров согласилась одобрить как новый семилетний бюджет, так и фонд восстановления экономики только после скидки для них в выплатах в общий бюджет. Сколько времени Нидерландам, Дании, Австрии и Швеции разрешено платить меньшие суммы, остаётся неясным, но, по мнению экономиста Жигимантаса Маурицаса, может оказаться, что на неопределённый срок. "Страны позаботились о том, что будут платить столько же, но в реальности меньше, поскольку больше денег будет возвращаться", — говорит он.
А это значит, что дополнительную ношу на себя вынуждены будут взять и страны Прибалтики. Это не будет означать, что в общую казну ЕС придётся платить больше, чем получать из неё, но экономист предполагает, что соотношение уже в 2027 году будет 1:1. То есть европейские деньги для Прибалтики закончатся разом. Резко и без какой-то раскачки.