Компаниям проще отсудить чужой товарный знак, чем придумать собственный.
Суд по интеллектуальным правам (СИП) удовлетворил иск АО "Концерн “Калашников”" к петербургскому кооперативу "КОФЛОТ", занимающемуся, по данным сервиса "Контур.Фокус", научными исследованиями и разработками. Спор касался товарного знака (ТЗ) "ЛОТ". Заявитель просил СИП прекратить охрану этого бренда в связи с его неиспользованием. Добавим, что "ЛОТ" зарегистрирован по 13–му классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), включающему в себя огнестрельное оружие, винтовки, карабины, составные части огнестрельного оружия и т. д.
Поводом к иску стала невозможность "Калашникова" зарегистрировать похожий товарный знак — аббревиатуру "ЛОТ", образованную от начальных букв "Лаборатория Оружейного Тюнинга". Новый ТЗ истец намеревался распространить на свои изделия — к примеру, "Сайга–223 ЛОТ Сварог". Будущий бренд оружейника хоть и отличается от принадлежащего ответчику шрифтом, но похож до степени смешения.
Спорят все
Кирилл Митягин, партнёр фирмы Nevsky IP Law, говорит о распространенности подобных споров: "Исков о прекращении правовой охраны подаётся около 300 в год, исходя из статистики Суда по интеллектуальным правам за 2017–2019 годы. В 2014–2016 годах таких дел было более 400 в год".
Так, из всех принятых СИП к производству в 2019 году заявлений иски о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков составили около 1 / 3 всех дел и были явным лидером среди экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений. Больше них было только процессов об оспаривании решений и действий (бездействия) Роспатента.
К примеру, петербургское ООО "Фудсток 2", которое, по данным СМИ, совместно с рэпером Бастой открыло сеть мясных ресторанов, просит досрочно прекратить правовую охрану двух товарных знаков, принадлежащих Picanya Holdings Ltd (Кипр). Однако пока подробностей в материалах дела нет. Поскольку ответчиком является иностранная компания, суд направил повестку о вызове в министерство юстиции Кипра. А "Газпром нефть" одновременно предъявила иски о досрочном прекращении охраны различных товарных знаков к двум разным ответчикам — ООО "Рекламная студия “Го–траст”" (Екатеринбург) и ООО "НТ Курс" (Москва). Решения по этим делам не вынесены.
Чужой знак лучше
Причины подобных споров, как отмечает Георгий Мелков, старший юрист Юридической конторы Гессена, достаточно банальны: истец сам желает использовать ТЗ, права на который принадлежат другому владельцу. При этом, как показывает практика, правообладатель зачастую не использует собственный бренд.
"Обозначение по тем или иным причинам может быть удачным с точки зрения маркетинга. Компании предпочитают оспорить чужой товарный знак, чем придумывать новое обозначение, поскольку видят: обозначение для них удачное и лучше вложиться в оспаривание знака, чем разрабатывать новое обозначение", — отмечает Кирилл Митягин.
Однако Маргарита Васильева, креативный директор бренд–консалтингового агентства "Паприка–брендинг", не согласна с тем, что проще купить готовый бренд: "Да, иногда — если есть деньги и нет времени — предприниматели покупают уже раскрученную марку. Однако многие предпочитают “индивидуальный пошив” и заказывают новую разработку, ведь понятие моды существует и в брендинге".
Она приводит пример из собственной практики: "В конце 1997 года я сочинила имя “Добрый” для сока в экономсегменте. В те годы такое название было нетипичным, но оно оказалось удачным и задало новый тренд. Примерно тогда же производитель подкормки для цветов планировал назвать своё детище ”Маленький принц”, я им предложила вариант ”Созревай–ка!”. В итоге появился новый подход к неймингу: глагол как существительное".
В какой–то момент существовала мода на архаику, например "Передовой колхоз" или "Товарищество чаеторговцев". Сейчас такие названия уже не популярны, зато среди рестораторов стало модно писать простые слова типа "плита" или "репа" латиницей — "PLITA", "REPA".
Стоимость разработки бренда — понятие растяжимое. Скажем, существуют фрилансеры, которые за 10 тыс. выдают 10 названий, но при этом не сильно вникают в тему и не заморачиваются на проверки у патентных поверенных. Профессионалы за имя просят больше, стартовая сумма начинается примерно от 50 тыс. рублей. При этом стоимость работы зависит от многих параметров: чем больше классов регистрации, где может использоваться товарный знак, тем дороже будет работа, за срочность тоже придётся доплатить и т. д.
Радуга на закате
Недавно в России прогремел скандал, связанный с появлением в товарном знаке радуги, которая также используется в качестве символики ЛГБТ–движения.
Некоторые политики и активисты полагают, что такая атрибутика является пропагандой нетрадиционных отношений и должна быть запрещена.
С точки зрения гражданского законодательства использование в качестве товарного знака изображения радуги, её цветового решения или соответствующего слова, если обозначение оригинальное и фантазийное относительно заявленных товаров и услуг, является приемлемым и допустимым, отмечает Анастасия Герман, ведущий юрист компании INTELLECT. Вместе с тем эксперт высказывает сомнения: смогут ли получить новые обозначения с этим элементом на волне общественного резонанса правовую охрану?
По оценке Анастасии Герман, не исключён риск применения какого–либо из абсолютных оснований для отказа в регистрации — противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Остаётся также не совсем ясным вопрос и о том, смогут ли сохранить правовую охрану действующие обозначения с радужной атрибутикой или же по заявлению любого заинтересованного лица их правовая охрана может быть признана недействительной на основании противоречия общественным интересам, принципам гуманности и морали, размышляет эксперт.
“
Cейчас мы имеем большое количество товарных знаков с популярными, общеупотребительными словами и словосочетаниями, которые никогда не использовались для индивидуализации всех тех товаров и услуг, для которых они зарегистрированы. Но формально такая регистрация позволяет запрещать другим лицам использовать соответствующие обозначения. Кроме того, большое количество общеупотребительных слов и выражений были специально зарегистрированы с прицелом на предъявление претензий в будущем. И если говорить о последнем случае, то цель таких правообладателей — крупный бизнес, в том числе международные компании. А крупный бизнес очень тщательно подходит к вопросу соблюдения действующего законодательства. Как раз потому, что в их случае цена ошибки очень высока. Маркетологи таких компаний обязательно должны взаимодействовать с юридическим отделом и внешними консультантами. И когда при разработке новой рекламной кампании выясняется, что из–за знака или слова существует риск нарушить чьи–то права, бизнес либо меняет рекламу, либо снимает риски, либо отбивается от претензий.
Алексей Дарков
старший юрист IP–практики Eversheds Sutherland
“
Больше всего, полагаю, регистрируется словесных обозначений. Это можно объяснить тем, что обычно сначала появляется название продукта (услуги), а разработка логотипа требует больших временных затрат. Таким образом, сначала компания получает права на словесный элемент, а затем, при необходимости, подает на регистрацию логотип. На втором месте, как мне кажется, комбинированные товарные знаки, далее — изобразительные, и на последнем месте — нетрадиционные товарные знаки, среди них больше всего объёмных (трёхмерных) товарных знаков. Полагаю, что тренды в этой сфере связаны не с цветами, а с событиями. Подтверждением этому может служить пандемия, которая спровоцировала всплеск заявок на эту тему. Точно такая же история была с обозначениями "русиано", "челябинский метеорит" и т. д. Что касается цветовой гаммы, то, конечно, это очень важно для продвижения товаров, но тренды скорее относятся не к товарным знакам в целом, а к определённым отраслям промышленности и сфере услуг.
Светлана Ускова
гендиректор юридической компании "Усков и Партнеры"