Городской комитет по транспорту запретит передвижение маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, то есть массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей до 8 кВт, по шести акваториям в центре Петербурга: Зимней канавке, Кронверкскому проливу, Крюкову каналу, каналу Грибоедова, Фонтанке и Мойке. Частный бизнес в то же время пытается развивать водные перевозки в городе на Неве.
В комитете подчеркнули, что правила в первую очередь направлены на борьбу с перевозчиками, нелегально катающими туристов на малых судах. Согласно действующим нормативам, на этих водных объектах в том числе запрещено передвигаться и на гидроциклах. Эксперты говорят, что именно такие маломерные суда активно сдаются в аренду на несколько часов для прогулок на воде.
Новые нормы в конце сезона могут изменить рынок. Губернатор Петербурга Александр Беглов рассказал "ДП", что город делает всё возможное для развития речного транспорта.
Услуга аренды катера без капитана появилась в городе около 3 лет назад, а летом–2020 стала настоящим must have сезона. В Северной столице работают порядка 10 компаний, специализирующихся на организации такого отдыха. Появляются и новые сервисы проката. Вложения в открытие бизнеса составляют от 500 тыс. рублей — столько понадобится для покупки одной лодки. Некоторые начинают работать, имея всего два маломерных судна. Заплатить за час в роли капитана придётся от 1,4 тыс. до 7 тыс. рублей. Невысокая стоимость поездки — ещё один фактор, который влияет на популярность сервисов аренды. Владелец судоходной компании Rokobay Иван Котов отмечает, что услуги пользуются таким же спросом, как любой прокат автомобилей или мотоциклов, а аренда катера — не намного опаснее. Однако теперь такие услуги не будут оказываться в центре города, где вскоре должно появиться речное такси.
В городском комитете по транспорту отметили, что предоставление в аренду маломерных судов, не подлежащих госрегистрации, носит в Петербурге массовый характер, а к штурвалу в основном допускаются те, кто не имеет опыта управления судном и не знает нормативно–правовых актов, регламентирующих порядок его движения в административных границах Северной столицы. "Такая ситуация ведёт к нарушениям федерального и регионального законодательства и может привести к серьёзным происшествиям", — сообщают в комитете.
Опрошенные "ДП" владельцы компаний, которые сдают катера в прокат, не могут припомнить случаи нарушений или происшествий с участием сервисов аренды. "Перед выходом на воду каждый клиент проходит инструктаж, после этого инструктор едет с ним на лодке, помогает и смотрит, справляется ли человек. Только потом разрешает самостоятельное плавание. После первого спуска на воду около 70% посетителей хотят попробовать что–то ещё, например управлять большой лодкой, а тут нужны права. Многие получают их, некоторые покупают свои лодки. Тем самым развивается водная индустрия", — считает Иван Котов, владелец судоходной компании Rokobay.
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов говорит, что поправки в правила пользования водными объектами логичны и необходимы, но главный вопрос другой: кто будет осуществлять контроль за исполнением правил и какая ответственность предусмотрена. "На текущий момент в КОАП РФ нет статей, регулирующих правила пользования региональными водными объектами, установленные самими субъектами РФ. В законе Петербурга прописана ответственность за нарушения правил пользования, но, согласно ему, полномочия по привлечению к ответственности есть только у Комтранса, сотрудники которого на воде бывают редко. Поэтому добиться исполнения будет сложно", — объясняет он.
С другой стороны, эксперт считает необходимым запретить не выход маломерных судов в акватории города, а сдачу лодок в аренду в коммерческих целях. Решением для бизнеса стали бы закрытые водоёмы, например в парках, или же реки, где нет интенсивного движения.
Владелец сервиса аренды катеров "Гром в раю" Антон Усольцев отмечает, что жителей и гостей города привлекает именно возможность посмотреть достопримечательности Северной столицы с воды и при этом самим управлять катером. "В Ленобласти, например, в аренду сдается много вёсельных лодок. И это хороший вариант для проката, так как там красивая природа и торопиться некуда, — уверен он. — Если совсем запретят аренду в городе, то такие сервисы смогут работать только в Финском заливе".
При этом начальник управления информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России по Петербургу Андрей Литовка сообщил "ДП": "За период навигации к 1 августа 2020–го привлечено к административной ответственности более 100 физлиц за управление маломерным судном (гидроциклом) без удостоверения на право управления (при аренде гидроциклов и катеров гражданами)".
"Убер" для лодок
При этом частный бизнес планирует развивать в городе сервисы речных такси, которые будут официально зарегистрированы, и у них, видимо, не будет конкурентов. В этом году запущено приложение от компании Anyships, в котором есть функционал такси: можно арендовать катер поминутно. По словам создателей сервиса, в прошлом году он был протестирован совместно с "Яндекс.Такси". Лодку можно было вызвать по тому же принципу, что и автомобиль. Теперь партнёром Anyships станет Gett.
"В тестовом режиме сервис будет доступен до конца навигационного сезона — 2020. Стоимость минимального маршрута составит 3000 рублей на шесть человек за 30 минут поездки. В следующем навигационном сезоне цены планируют снизить", — рассказали в компании.
Компания TakeBoat тоже запустит в следующем сезоне сервис, который будет работать по принципу агрегаторов такси. Для этого уже разработано программное обеспечение. Через клиентское приложение можно будет увидеть расположение лодок онлайн и вызвать судно к своему местоположению. Капитанское приложение позволит увидеть, где находится клиент. "Запуск системы будет в 2021–м, пока что она работает в тестовом режиме. Остался последний шаг — приобретение флота. Это обойдётся в 70 млн рублей", — рассказали "ДП" в TakeBoat. Приложение поможет бороться и с серым рынком, масштаб которого в Петербурге велик, считает соучредитель TakeBoat, председатель комитета по развитию топливного сектора экономики "Деловой России" Олег Поляков. По его словам, компания будет давать гарантию, что судно зарегистрировано, а капитан трезв. "Никаких денег на руки: оплата только по банковской карте онлайн", — заключил он.