"Росатом" наконец согласовал дату сдачи многострадального головного ледокола "Арктика", строящегося на Балтийском заводе уже почти 7 лет. При этом судно, которое передадут заказчику, ещё год не сможет развивать проектные показатели. Для этого придётся принимать отдельное постановление правительства России.
"Росатом" подготовил и опубликовал проект изменений в постановление правительства РФ 2012 года "Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного универсального атомного ледокола" (ГУАЛ). В документе идёт речь о строительстве ледокола "Арктика", заложенного на Балтийском заводе в 2013 году, срок сдачи которого постоянно переносится.
В конце августа 2020 года глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов говорил, что ледокол передадут заказчику в сентябре. Однако в документах "Росатома" указана дата подписания приёмного акта 5 ноября 2020 года.
Более того, "Арктику" сдадут с заниженными характеристиками. В текущей версии постановления правительства прямо говорится, что мощность ледокола должна составлять 60 МВт. Однако "Росатом" предлагает подправить документ, указав: "Мощность, подлежащая вводу в 2020 году, — 50 МВт, подлежащая вводу в 2021 году, — 60 МВт".
"При этом передача ГУАЛ ФГУП "Атомфлот" позволит эксплуатировать его в акватории Северного морского пути с декабря 2020 года в соответствии с установленным техническим проектом классом Icebreaker 9", — отмечают в "Росатоме". Цена госконтракта — 37 млрд рублей — останется без изменений.
За ходом проекта следит лично президент страны, следует из материалов "Росатома". В них приводится ссылка на указание Владимира Путина от 11 июня 2020 года "О принятии исчерпывающих мер по реализации предложенного графика ввода в строй ГУАЛ "Арктика".
В пресс-службе Балтийского завода заявили, что не могут комментировать документы "Росатома".
Самый мощный в мире ледокол "Арктика" должны были сдать ещё в 2017 году. Проблемы возникли во время украинского кризиса 2014 года. Харьковский турбинный завод не выполнил своих обязательств по проведению испытаний турбогенераторов. Их решили проводить на Кировском заводе. Это вылилось в судебную тяжбу двух предприятий. Принимая решение о переносе сроков сдачи "Арктики" на 2019 год, Владимир Путин требовал принять "кадровые и организационно-управленческие решения". Итогом стали уголовные дела в отношении подрядчиков.
В начале 2020 года стало известно о поломке оборудования на ледоколе, который в тот момент уже проходил заводские испытания. Сообщалось, что его замена может занять больше года.
"Причина переноса сроков сдачи ледокола "Арктика" общеизвестна: в процессе ходовых испытаний были повреждены двигатели правого борта, — рассказал dp.ru координатор программ Проектного офиса развития Арктики Андрей Иванов. — Поэтому было принято решение о введении судна в строй с ограниченной мощностью с последующей заменой этих узлов. Продление периода ожидания ввода в строй — рабочая ситуация, которая нередко встречается в международной практике строительства таких сложных нетиповых объектов. Тем более в сегменте атомного флота. Например, строительство единственного действующего французского авианосца с атомной силовой установкой длилось 11 лет и четырежды приостанавливалось".
"При разработке передовой техники всегда встречаются сложные ситуации. Из них необходимо извлечь соответствующие выводы", — отметил эксперт.