От нового винта: "ОДК–Климов" наращивает производство вертолётных двигателей

Автор фото: Интерпресс

Производитель авиадвигателей "ОДК–Климов" увеличил мощности на треть.

На предприятии завершилась реконструкция испытательной стендовой базы газотурбинных двигателей. Теперь она лучше приспособлена для научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ. Проведённая реконструкция позволит компании в 2021 году нарастить на 30% выпуск вертолётных двигателей семейства ТВ3–117 и ВК–2500, предназначенных для большинства отечественных вертолётов марок "Ми" и "Ка".
"Рассчитываем, что стенды проработают 20–25 лет гарантированно", — отметил исполнительный директор "ОДК–Климов"Александр Ватагин.

300 винтов

Общие производственные мощности петербургского предприятия теперь позволят выпускать до 300 двигателей в год, из них 250 для вертолётов. Кроме вертолётных "ОДК–Климов" производит турбореактивные двигатели семейства РД–33 для истребителей "МиГ–29" и "МиГ–35". На предприятии также рассчитывают существенно увеличить число испытаний реактивных двигателей РД–93МА. Серийный выпуск планируется начать в 2021–2022 годах и далее экспортировать.
Работы по реконструкции испытательных стендов длились около 2 лет, без остановки текущего производства. Объём инвестиций в проект компания оценивает примерно в 2 млрд рублей, это собственные вложения и средства госкорпорации "Ростех" ("ОДК–Климов" входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК) "Ростеха").
В том числе в ходе работ на предприятии создали новый участок из 16 стендов для испытаний агрегатов авиационных двигателей и полностью заменили инженерные сети. Всего в состав испытательного комплекса предприятия входят 27 стендов, включая 11 для газотурбинных двигателей и три для двигателей типа РД–33.

На новом месте

Общий объём инвестиций в развитие производства за последние годы в компании не озвучивают. В 2010 году было принято решение создать новый конструкторско–производственный комплекс "ОДК–Климов". Для этого были перебазированы в Приморский район его мощности с двух других площадок в Петербурге: на Выборгской стороне, на Кантемировской ул., 11 (площадью 8 га), и на Белоостровской ул., 9 (площадью 2 га). Раньше в Приморском районе располагались только испытательные стенды, в ходе реализации проекта были построены производственные корпуса, здание администрации и конструкторские бюро общей площадью около 50 тыс. м2. Переезд был полностью завершён в 2015 году.
На тот момент стоимость проекта по перебазированию предприятия оценивалась в 6,5 млрд рублей собственных и заёмных средств, но часть из них планировалось компенсировать после продажи освобождённой территории. Так, участок на Кантемировской ул. будет застраивать жильём девелоперская группа "ПИК".

Импортозаместились

Но инвестиции потребовались не только в строительство. На новой производственной площадке предприятия продолжился проект, который должен был обеспечить независимость российской отрасли вертолётостроения от зарубежных производителей двигателей.
Главным образом речь шла об отказе от налаженной ещё в советские времена кооперации с украинским предприятием "Мотор Сич". Партнёрство с ним стало невозможным после присоединения Крыма в 2014 году. На тот момент процент иностранных комплектующих в разных двигателях составлял от 5 до 50%. В том числе значительная их часть была и в самом массовом производстве двигателей ТВ3–117.
На новых мощностях "Климова" в короткие сроки запустили производство полностью российского ВК–2500 — модификации двигателя, разработанной "ОДК–Климов" на основе ТВ3–117.
По итогам 2019 года выручка предприятия составила 21,7 млрд рублей — почти на 4 млрд больше аналогичного показателя прошлого года. По оценкам компании, она сформировалась преимущественно за счёт серийного производства ВК–2500 / ТВ3–117 и сервисного обслуживания газотурбинных двигателей.
На предприятии также отмечали, что в 2019 году втрое выросло количество изготовленных двигателей ТВ7–117 (относительно 2018 года). В марте 2019–го ТВ7–117СТ обеспечил первый успешный полёт нового отечественного военно–транспортного самолёта "Ил–112В".