Дмитрий Медведев предлагает обсудить базовый доход, а Андрей Костин — отрицательный НДФЛ.
Бесплатный сыр бывает не только в мышеловке, но и в демократическом государстве — перед выборами. Битва 2021 года за места в Госдуму неумолимо приближается, а поддержка партии власти не растёт (хотя и не падает тоже: у неё есть 45% голосов, по опросам "Левады"). Поэтому в ход пошла тяжелая "левая" артиллерия: лидер единороссов Дмитрий Медведев предложил обсудить введение в России минимального базового дохода (БД). "Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социального и экономического положения", — расшифровал своё видение бывший премьер.
Что ж. Отчего бы и не обсудить? Эксперименты с введением БД действительно показывают определённую эффективность. Согласно имеющимся исследованиям, люди не превращаются в пьянствующих дармоедов, тратят полученные деньги на полезное питание, а освободившееся время — на саморазвитие и семью. В 82% всех проанализированных случаев в Африке, Латинской Америке и Азии потребление алкоголя и табака снижалось. В Намибии в экспериментальной группе резко упали показатели недоедания (с 42 до 10%) и в среднем на 40% сократились прогулы и преступность.
Правда, швейцарцев в 2016 году учёные не убедили — они отвергли идею на референдуме. Но зато вдохновили политиков в пандемию 2020–го. Именно концепция БД подвела их к мысли сбросить "вертолётные деньги" на экономику для поддержки спроса (до $1200 в одни руки). Итоги этого эксперимента ещё предстоит оценить. Критики считают, что в США огромная часть денег просто утекла в фондовый рынок, где теперь сгорает в шортах и лонгах на акции Tesla. Халявные деньги проиграть не так жалко.
Проблемы с реализацией идеи в России начинаются, как только достаёшь калькулятор. Чтобы за год проесть всю расходную часть бюджета страны, достаточно объявить суммой БД 11 500 рублей (чуть выше прожиточного минимума). Ограничим рты (хотя Медведев требовал выплачивать деньги независимо от социального положения) и оставим только людей за чертой бедности — тогда получим расходы в 12% бюджета. Звучит посильно, но точно не в стране, где любые социальные выплаты с кровью отрываются от бюджетного сердца.
Никак не по Сеньке шапка, и дело не только в скупости составителей бюджета. Разговор о БД логично заводить в странах, где автоматизация труда и сопутствующий рост её эффективности достигли таких масштабов, что уже создают проблемы на трудовом рынке. Это всё скоро будет, но точно не у нас. Объёмы импорта промышленных роботов в РФ за последние 10 лет в десятки ниже, чем в развитых странах. А отставание по ввозу всех технологических решений индустрии 4.0 от США и Франции — двукратное, а от Чехии, Германии и Венгрии — более чем трёхкратное. И вряд ли что–то изменится, ведь проще платить людям копейки, чем импортировать за дорожающую валюту новые средства производства.
Чуть реалистичнее звучит старая идея главы ВТБ Андрея Костина, своевременно повторённая на Московском финансовом форуме: отменить НДФЛ на низкие зарплаты или даже ввести отрицательный НДФЛ (похожая штука, "маанак авода", действует, например, в Израиле). Когда увеличение налогов только обсуждалось, пожаловался Костин, власти говорили про одновременное снижение нагрузки для бедных, но, как реформа завершилась, об этой дискуссии как–то забыли.
Вот только вряд ли дело в склерозе. Достаточно послушать ответ Костину от Минфина: вы, мол, дивиденды сначала заплатите нормальные, а там поговорим (ВТБ решил заплатить 10% вместо 50%). До сих пор выкачка налогов из бизнеса и населения была основой фискальной политики правительства. Все эти реформы, еще до коронавируса заведшие экономику в тупик из–за стагнации доходов, провел не кто иной, как новообращённый апологет БД Дмитрий Медведев. Поэтому обсуждать — это сколько угодно можно. Можно даже разовую выплату в виде эксперимента провести за месяц до выборов. Вы держите там. А дальше? А дальше всего доброго, хорошего настроения.