Банк подал заявление о несостоятельности Андрея Кушуля, бывшего совладельца ООО "Торговый дом Росан Санкт–Петербург", дилера техники Bombardier. В 2017 году бизнесмен входил в Рейтинг миллиардеров "ДП", занимая 255–е место с состоянием 1,42 млрд рублей. При этом у бизнеса была высокая долговая нагрузка. Сбербанк требует с него 1,293 млрд рублей. По данным сервиса "Контур.Фокус", Андрей Кушуль и Роман Каневский владели в равных долях ООО "Торговый дом Росан Санкт–Петербург".
Долги недорого
Эту компанию в 2018 году начал банкротить Сбербанк. Задолженность предприятия перед кредитным учреждением составляла 1,293 млрд рублей. В августе 2018 года требование Сбербанка было признано обоснованным, в компании ввели наблюдение, а в декабре этого же года должника признали банкротом и открыли конкурсное производство.
В июне 2020–го первая инстанция вынесла решение о завершении конкурсного производства, посчитав продолжение процедуры экономически нецелесообразным. Так, совокупный размер кредиторской задолженности составил 1,294 млрд рублей, а активов для погашения этих требований во время процедуры банкротства так и не нашли. Однако решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти отменила апелляция, куда пожаловался конкурсный управляющий. Дело в том, что на момент принятия решения о завершении конкурсного производства проводились торги по продаже права требования ООО "ТД Росан Санкт–Петербург" к Каневскому и Кушулю (с каждого по 17,46 млн рублей).
В торгах победил ИП Дмитриев, купивший права требования за 520 тыс. рублей. Именно это стало причиной отмены решения арбитража о завершении конкурсного производства: деньги от выручки должны быть пущены на погашение кредиторской задолженности. На эту ситуацию обращает внимание Карина Епифанцева, руководитель практики антикризисного управления и банкротства юридической компании "Дювернуа Лигал". "Как правило, сами бенефициары через третьих лиц приобретают права требования к себе. Сложно представить, что кто–то захочет заплатить за безнадёжную к взысканию дебиторку хоть относительно небольшие, но реальные деньги", — поясняет эксперт.
Личная ответственность
После неудачной попытки взыскать долги с компании Сбербанк и решил инициировать процесс о несостоятельности Андрея Кушуля. В 2015 году, как следует из картотеки арбитражных дел, банк выдал кредит компании "Росан–мотоспорт", поручителем по которому в то же время выступил ТД "Росан". И если заёмщик допускает просрочку своих обязательств более чем на 3 месяца, кредитор может добиваться возврата займа в том числе и от поручителя, а также инициировать процесс о его несостоятельности.
Опрошенные "ДП" эксперты сходятся в том, что Андрей Кушуль, совладелец бизнеса, вполне мог выступить поручителем по кредиту, взятому компанией в Сбербанке. Иван Решетников, управляющий партнёр юридической компании "Апелляционный центр", говорит, что подобный вариант довольно распространён: "Обычно при внушительном размере кредита банк для максимального обеспечения исполнения обязательств заключает договоры поручительства не только с организациями, входящими в группу компаний с заёмщиком, но и с физическими лицами — участниками таких организаций, фактическими бенефициарами".
Уголовный интерес
Параллельно с арбитражными процессами развивалась и уголовная часть этой истории. Так, летом 2017 года Арбитражный суд СПб и ЛО удовлетворил требование налоговиков о взыскании с ООО "Росан–Мотоспорт" 1,8 млрд рублей. Добавим, что компания ответила по налоговой задолженности ООО "Росан Трейд", поскольку обе фирмы были признаны взаимозависимыми. Это, собственно, и позволило ФНС добиться своих целей.
В свою очередь, Главное следственное управление СКР по Петербургу возбудило уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов компанией, обвинение по которому предъявлено Каневскому и Кушулю. Размер задолженности, в том числе пени и штрафы, как подсчитало следствие, составляет свыше 3 млрд рублей (период 2012–2015 годов). По версии СКР, недостоверные сведения вносились в налоговые декларации. Летом 2018 года Всеволожский горсуд Ленобласти заочно арестовал Кушуля и Каневского, обоих объявили в международный розыск.
В 2018 году Романа Каневского задержали в Литве, но до сих пор он не экстрадирован в Россию, а местонахождение Кушуля так и не установлено.
При таких обстоятельствах эксперты скептически оценивают шансы Сбербанка взыскать долги с Андрея Кушуля.
"В целом, по нашему опыту, в личном банкротстве граждан, даже если ранее эти лица имели многомиллиардные доходы, взять нечего. Наиболее активные должники вполне успевают избавиться от своих активов и покинуть страну. Думаю, шанс Сбербанка взыскать деньги невысок", — отметил Иван Решетников. А вот Карина Епифанцева проявляет в оценке перспектив умеренный оптимизм: "В банкротстве есть возможность оспорить сделки за 3 года, заняться розыском зарубежных активов, что выгодно отличает эту процедуру от исполнительного производства и ареста в рамках уголовных дел".