Согласно предварительным данным совместного исследования рейтингового агентства "Эксперт РА" и Объединённой лизинговой ассоциации (в неё входит свыше 100 компаний по РФ), объём нового бизнеса (стоимость лизингового имущества без НДС) за первые 6 месяцев 2020 года по отношению к первому полугодию 2019 года сократился в целом по РФ на 22%, до 570 млрд рублей.
Отрицательную динамику прироста показали более 40% участников рынка. В начале текущего года, по мере распространения пандемии коронавируса и роста её влияния на экономику, эксперты рассматривали два варианта развития событий для лизингового рынка: при умеренно негативном сценарии падение не более чем на 10% и не более чем на 20% — при кризисном.
Падение рынка зафиксировано впервые за последние 5 лет. По итогам прошлого года, например, объём нового лизингового бизнеса увеличился на 15%. Большинство опрошенных "ДП" лизинговых компаний считают, что во втором полугодии текущего года ситуация восстановится. И такой тренд уже сформировался. В августе количество заявок и объём сделок превысили показатели апреля, а по отдельным сегментам и прошлогодние уровни, когда до кризиса было далеко.
Локомотивом могут стать продажи автотранспорта, в том числе грузового, а также различные государственные и региональные программы поддержки отрасли в виде субсидий лизингополучателям.
Выезд на автомобиле
"Количество заявок на лизинг в августе выросло в среднем на 35% по сравнению с апрелем, но нужно понимать, что весной экономика была на карантине и клиенты, даже если они работали сами, не могли планировать бизнес дальше чем на неделю", — считает Евгений Курбакин, региональный директор департамента продаж лизинговой компании CARCADE. По его оценке, вопросы обновления или расширения автопарка предприниматели отложили, и с августа на рынке автолизинга происходит ожидаемый сезонный рост, который будет продолжаться вплоть до конца года.
"Объём поступающих к нам интернет–заявок и из call–центра не снижался, в августе их число выросло на 19% по сравнению с августом 2019 года, — оценивает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнёрами “Балтийский лизинг”. — Если сравнивать количество заявок в апреле и августе 2020 года, то в летний месяц их поступило на 23% больше". По его оценке, в числе сегментов — лидеров лизинга остаётся грузовой автотранспорт, доля которого составляет 34%, легковые автомобили (27%), строительная и дорожно–строительная техника (18%).
О том, что рынок просыпается, говорят и другие его участники.
"Спрос постепенно восстанавливается, в августе по сравнению с апрелем количество автотранспорта, который мы передали клиентам, выросло более чем в 2,6 раза, — говорит Евгений Татаринов, коммерческий директор ГК “ВТБ Лизинг”. — Если посмотреть на август прошлого года, то показатели сопоставимы и отличаются буквально на несколько машин, такой результат мы связываем с сезонностью бизнеса. Традиционно в Петербурге спрос на автомобили в июле и августе снижается".
В ситуациях дефицита ликвидности лизинговое финансирование становится более привлекательным. Поэтому по итогам года отрасль не потеряет в объёмах либо потери будут незначительные, уверена Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг". "Несмотря на сокращение продаж новых легковых автомобилей на 20% в связи со снижением платёжеспособности населения и в целом потребительского спроса, доля приобретения машин в лизинг растёт", — говорит она.
Рубль виноват
Весенние ограничения в экономике из–за коронавируса косвенно привели к пересмотру планов по модернизации производственных мощностей, сокращению объёмов грузоперевозок. Но наибольшее влияние оказало обесценивание рубля на 20% с начала года, что отразилось на ценообразовании при реализации импортной техники.
По оценке Дворниковой, в сегменте грузовых ж /д перевозок динамика лизинга определяется объёмом погрузки, количеством вагонов на рынке и уровнем ставок.
"Значительное снижение объёмов, профицит вагонов и падение ставок свидетельствуют об усугублении ситуации для лизингодателей, сокращение нового бизнеса по итогам года в этом сегменте может составить 30–40%", — полагает Елизавета Дворникова.
По её словам, компании дорожно–строительной отрасли могут столкнуться с тяжёлой ситуацией из–за роста цен на импортное оборудование, секвестирования бюджета инфраструктурных проектов в транспортной сфере. "Продажи новых грузовых автомобилей за полугодие сократились чуть более чем на 10%, наш прогноз по году — снижение объёмов продаж на 20%", — отмечает эксперт.
Илья Ивойлов, директор по продажам X–Leasing, обращает внимание на подорожание спецтехники и грузового транспорта, в связи с чем спрос смещается в сегмент подержанной техники. В то же время большинство строек и проекты постепенно размораживаются, что оказывает положительное влияние на рынок в виде эффекта отложенного спроса.
"Восстановление рынка идёт, так как бизнес просто не может не обновлять автопарки, а лизинг — самый дешёвый и для многих компаний, которым банки отказывают в финансировании, единственный инструмент, — рассуждает Курбакин. — В итоге, несмотря на все экономические проблемы, рынок по итогам года повторит показатели прошлого года, притом что драйверами станут программы господдержки, а отрицательно на него повлияет рост цен на автомобили и их дефицит".
Транш из бюджета
Именно ожидаемый рост цен на предметы лизинга и субсидии со стороны государства позволяют компаниям прогнозировать восстановление спроса на докризисный уровень. Бизнес пытается зафиксировать стоимость оборудования и техники по действующим ценам. При этом для потребителя стоимость лизинга, вопреки удешевлению фондирования для лизинговых компаний из–за падения ставок на рынке корпоративного кредитования, не снижается.
"Если топ–10 банков реагируют на снижение ключевой ставки ЦБ РФ оперативно, то коммерческие банки за пределами топ–30 снижают ставки с более длительным временным лагом, вплоть до полугодия, — говорит представитель лизинговой компании. — Мы фондируемся в банках, в которых снижение идёт со значительной оттяжкой, поэтому рано говорить о снижении наших ставок для конечного потребителя".
"Стоимость лизинга как такового, то есть тарифы, которые устанавливают компании, не изменилась по сравнению с апрелем, и мы не видим предпосылок для этого в ближайшей перспективе, — отмечает Евгений Татаринов. — Но вот цена автомобилей и других предметов лизинга, в первую очередь импортных или содержащих импортные комплектующие, может варьироваться в зависимости от курса валют".
Схожего мнения придерживается и Евгений Курбакин. "Стоимость лизинга в IV квартале традиционно снизится, так как рынок ожидает период высокого спроса и рост числа стимулирующих программ от автопроизводителей, однако из–за продолжающегося роста цен на автомобили итоговое предложение для клиента будет сопоставимо с предыдущими периодами", — резюмировал он.
Для поддержки предпринимателей государство предлагает различные варианты снижения затрат. В августе в РФ запущена программа "Доступная аренда", на неё направлено 2,5 млрд рублей. Как оценивают в Минпромторге, она поможет до конца года реализовать до 14 тыс. легковых и грузовых автомобилей. Получатель лизинга может оформить субсидию до 25% от стоимости транспорта на авансовый платёж. Сохраняют действие и программы по льготному лизингу, разработанные для поддержки машиностроения, лёгкой промышленности и производителей социально значимых товаров. Объём субсидии на одну единицу имущества может достигать до 50% от её стоимости.
"Мы продолжаем работать в рамках программы “Лизинговые проекты” Фонда развития промышленности Петербурга, который предоставляет займы для лизинговых операций в размере от 10 млн рублей на срок до 5 лет под 5% годовых для импортного оборудования и под 3% годовых для оборудования российского производства", — рассказывает Андрей Волков.
Существуют и локальные программы поддержки. На минувшей неделе из бюджета города выделено 200 млн рублей на программу субсидирования затрат при приобретении высокотехнологичного оборудования в лизинг городским промышленникам.
“
Мы наблюдаем плавное восстановление бизнес–активности, к августу по некоторым сегментам констатировали выход на почти докризисные объёмы. Наибольшую устойчивость продемонстрировал рынок строительной техники. Отличительной особенностью стал рост спроса на лизинг IT. Увеличился спрос на коммерческий транспорт для перевозки грузов. Самые пессимистичные сценарии по падению рынка, о которых говорили в марте, пока не реализуются, но ожидаем падения показателя нового лизингового бизнеса как минимум на 15% к концу года.
Гурам Кудрявцев
генеральный директор "Росбанк Лизинг"
“
О восстановлении спроса, на мой взгляд, говорить ещё рано. Многие клиенты находятся в ожидании скачка курса валют. Большое количество оборудования и техники импортируется из Китая, Турции, а цифровое и телекоммуникационное оборудование — из Европы. Отсюда возникает вопрос хеджирования валютных рисков. Клиенты–лизингополучатели предпочитают согласовать 100%–ную предоплату надежному поставщику (несмотря на то что срок поставки может составлять месяц–два, а то и больше). И идти на оплату процентов до получения оборудования. Это позволяет быть застрахованными от роста курса и существенного увеличения стоимости имущества. Также многие лизингополучатели работают с крупными заказчиками, которые, в свою очередь, связаны с бюджетными проектами. И здесь возникает риск задержки оплат подрядчикам, а далее уже по цепочке.
Александра Христофорова
совладелица лизинговой компании "Петербургснаб"