Система видеонаблюдения московской подземки из 5000 камер, охватывающая все станции метрополитена, будет дополнена технологией биометрической оплаты FacePay, сообщил департамент транспорта столицы. С помощью FacePay пассажиры, в частности, смогут оплачивать проезд по скану лица.
"Оплату лицом" тестируют в московском метро уже год. Как ранее сообщал РБК, партнёром проекта является компания VisionLabs — разработчик систем видеоаналитики, входящий в экосистему Сбербанка. Сам финансовый институт также является партнёром пилотного проекта в московской подземке, передавал ТАСС в сентябре 2019–го. (Сейчас дептранс уже не называет участников проекта.) По данным агентства, для активации биометрической оплаты фокус–группа, участвовавшая в "пилоте", делала селфи и привязывала их к своим сбербанковским картам.
Уместно вспомнить, что Сбербанк является владельцем крупнейшей системы сбора биометрии в стране. В конце 2018 года предправления банка Герман Греф говорил, что в базе фининститута уже находятся "миллионы" слепков биометрических данных клиентов: "Мы собираем биометрию вовсю".
А с прошлого года Сбербанк начал собирать биометрию своих клиентов с помощью мобильного приложения. Судя по публикациям в соцсетях, многие клиенты банка обнаружили в приложении "Сбербанк Онлайн" (в разделе "Профиль" — "Сбербанк ID" — "Согласие на обработку биометрических данных"), что их биометрия уже пополнила базу кредитно–финансовой организации: "Вами ранее подписано согласие на обработку биометрических персональных данных… Срок обработки (биометрических данных) не превышает 50 лет с даты получения согласия банком".
Сбербанк ID — единый идентификатор экосистемы Сбербанка, который по условиям стандартного пользовательского соглашения может также использоваться и в партнёрских сервисах. Кстати, на сайте госбанка прямым текстом говорится, что Сбербанк ID — "это достоверный и крупнейший источник знаний о ваших клиентах". Таким образом, любое юрлицо может подключиться к Сбербанк ID и использовать её функционал.
По прогнозам Банка России, наиболее активно биометрические технологии в России наряду с финансовыми организациями будут использовать транспортные объекты, городские системы безопасности, спортивные объекты, ретейл и др.
Между тем в случае утечки биометрических данных люди оказываются в чрезвычайно уязвимом положении: заменить лицо, голос или отпечатки пальцев, если их цифровой "слепок" попадёт к злоумышленникам, будет невозможно. (Кстати, не далее как в этом месяце бывшего сотрудника Сбербанка, который украл и опубликовал в даркнете персональные данные клиентов, приговорили к 2 годам и 10 месяцам колонии–поселения.)
Впрочем, власти объясняют необходимость системы видеоаналитики в метро исключительно заботой о пассажирах. Дескать, система позволит отслеживать загруженность вагонов и передавать информацию в мобильные приложения — так что пассажиры "смогут выбирать наиболее свободные вагоны". Это особенно актуально после пандемии, отмечают в дептрансе.
Систему сбора биометрии, аналогичную сбербанковской, пытается создать "Ростелеком". Правда, в его Единой биометрической системе (ЕБС) хранятся слепки лица и голоса "всего лишь" 140 тыс. россиян — притом что эти данные в течение 2 лет собирали 200 (!) банков в 13,5 тыс. отделений по всей стране.
Чтобы ускорить сбор биометрии с россиян, чиновники Минэкономразвития даже предлагали отменить письменные согласия граждан на обработку таких данных. По мнению сановников, необходимость подачи "бумажных" согласий препятствует "появлению и апробации соответствующих цифровых инноваций".
Сейчас "Ростелеком" пытается перевести ЕБС в статус государственной информационной системы — в этом случае добавлять в базу биометрические данные смогут и госструктуры — например, при выдаче паспорта или водительского удостоверения.
Летом СМИ сообщали, что новая полицейская база данных ИБД–Ф 2.0, создаваемая для МВД, будет включать подсистему "Опознание. Биометрическая идентификация" для поиска людей по изображениям с помощью распознавания лиц.