15:1924 сентября 202015:19
10939просмотров
15:1924 сентября 2020
Пандемия коронавируса весьма серьёзно ударила по экономике Петербурга, остановив деятельность многих компаний и предприятий. В рамках круглого стола "ДП" эксперты и представители бизнеса подробно объяснили, какие меры поддержки предпринимателей существуют в городе и насколько они оказались эффективны.
Кризис вынудил бизнес искать выходы из сложной ситуации, а власти города — в срочном порядке создавать экономические стратегии и программы помощи предприятиям. Так, Смольным на помощь бизнесу было выделено порядка 17 млрд рублей. Подробнее — в материале "ДП" или в записи онлайн-трансляции круглого стола.
Значительные последствия
Из-за пандемии в Петербурге пострадало 52 вида экономической деятельности, что составляет примерно 36,2% всех налогоплательщиков города, сообщил во время круглого стола Лев Кузнецов, директор СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" комитета по промышленной политике, инновациям и торговле. Пострадавшими были признаны 83 тыс. предприятий Петербурга.
"На сегодняшний день все компании Петербурга могут достаточно быстро узнать, какие льготы им положены. Для этого нужно ввести индивидуальный номер налогоплательщика на сайте crpp.ru. В отличие от федеральных платформ, мы рассказываем, какие региональные виды поддержки бизнеса существуют помимо федеральных", — подчеркнул Кузнецов.
Спикер уточнил, что финансовые меры поддержки пользуются популярностью у представителей бизнеса. Так, в Петербурге на выплату зарплат сотрудникам по нулевой ставке было выдано 1,6 тыс. кредитов на общую сумму 3,3 млрд рублей. По льготной ставке 2% было выдано 8,3 тыс. кредитов на общую сумму 12,2 млрд рублей.
Имущественные меры поддержки бизнеса существуют в виде двух программ. Первая программа подразумевает полное освобождение от арендной ставки для тех предприятий, которые заключили договор с комитетом имущественных отношений Петербурга и арендуют городское имущество. Вторая программа включает в себя отсрочку по оплате аренды. Чтобы обеспечить перенос арендной платы до конца 2021 года, правительством было выделено 663 млн рублей, а для отсрочки оплаты аренды за II квартал 2020 года — 126,8 млн рублей.
Всего на поддержку петербургского бизнеса Смольный выделил 17,2 млрд рублей. Сумма финансовой поддержки была разделена на два пакета. По данным на сентябрь, до бизнеса было доведено 15,7 млрд рублей. По первому пакету было предусмотрено 3,9 млрд рублей, сейчас эта сумма реализована на 94%. По второму пакету было реализовано 83% предусмотренной суммы в 13 млрд рублей.
Председатель совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы Владимир Катенев, в свою очередь, рассказал, что в период нерабочих дней петербургские предприниматели среди самых существенных проблем упоминали оплату труда сотрудников при отсутствии доходов и возможности вести деятельность. На это пожаловалось 52% опрошенных представителей бизнеса. Также существенным препятствием для бизнесменов стало отсутствие отсрочки по арендным платежам, что в основном касалось частных арендодателей. О такой проблеме упомянули 39% городских предпринимателей. Треть респондентов пожаловались на разрыв технических и производственных цепочек и кооперации, больше всего это коснулось предприятий военно-промышленного комплекса. Более 20% упомянули отсутствие рынков сбыта во время пандемии.
"Примечательно, что 76% опрошенных отметили, что подход, когда льготы бизнесу выделялись по идентификаторам ОКВЭД, не является правомерным. При этом код ОКВЭД можно легко поменять, я даже консультировался, здесь не должно возникать проблем. Однако 6% представителей бизнеса ОКВЭД поменяли, а 65% — нет. При этом треть вообще не знали, что так можно сделать", — посетовал Катенев.
Не форс-мажор
Представители петербургского бизнеса в большинстве своём не сумели воспользоваться государственными льготами — об этом заявило 66% опрошенных предпринимателей. Мерами поддержки воспользовались только 26% представителей бизнеса. "86% ничего не знали о мерах поддержки, но это они уже должны были сами мониторить ситуацию. Обидно, что 65% заявили, что государственная поддержка не оказала существенного эффекта на их бизнес, и только 4% сказали, что бюджетные льготы им значительно помогли. 20% отметили, что господдержка помогла им в какой-то степени. Люди, видимо, ожидали большего, но важно понимать, что в эти программы и так были вложены большие деньги", — выступил спикер.
На вопрос о том, что сейчас нужно для скорейшего восстановления бизнеса, большинство респондентов (более 70%) всё равно считают, что необходимы государственные льготы и финансовая поддержка — гранты с субсидиями и длинные деньги по низкой ставке.
"То есть более 70% говорят: помогите нам деньгами, а дальше мы сможем развиться сами. Каждый опрошенный заявил, что необходим гарантированный сбыт на существующих и новых рынках, а 33% считают, что нужно снижение налогового бремени. Но в этом случае важно, что единый социальный налог был снижен с 30% до 15% для всех компаний, которые попадают под действие закона. Это уже существенная мера поддержки", — добавил глава совета Торгово-промышленной палаты.
Спикер также доложил, что общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в результате пандемии в России снизилось на 250 тыс., что составляет 4% от их общего числа. Одновременно количество занятых работников в предприятиях МСП увеличилось на 128 тыс. человек, то есть практически на 1%. Всё это, по мнению Катенева, свидетельствует об укрупнении и консолидации бизнеса.
"Во время пандемии в Торгово-промышленную палату поступило порядка 10 тыс. обращений по вопросам подтверждения ситуаций форс-мажора. Но одобрено было только 150 обращений, потому что большинство не попадало под определение форс-мажора. Приведу пример: строительная компания построила жилой комплекс, но не может выдать ключи жильцам из-за режима самоизоляции и отсутствия физических контактов. Поэтому компания подаёт обращение с просьбой объявить форс-мажор во избежание штрафных санкций за просрочку сдачи объектов. Эта ситуация не является форс-мажором. Форс-мажор касается взаимоотношений между компаниями, то есть юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При этом, к сожалению, под обстоятельства форс-мажора не попадают вопросы аренды. Мы даже консультировались с Конституционным судом по этому вопросу", — пояснил Катенев.
Примечательно, что также есть представители бизнеса, которые смогли воспользоваться сразу несколькими мерами поддержки или налоговыми льготами. Например, есть бизнесмены, которые являются одновременно и индивидуальными предпринимателями, и обществами с ограниченной ответственностью. Также бизнесмены порой могут быть одновременно и наёмником компании, и её акционером, а также директором.
Положительные показатели
Максим Калинкин, первый заместитель генерального директора "Газпромбанк Лизинг", рассказал, что в их компанию для предоставления отсрочки платежей и других льгот чаще всего обращались представители малого и среднего бизнеса.
"Порядка 68% обращений по отсрочке платежей на 3 месяца были нами удовлетворены. Порядка 8% получили отсрочку на весьма долгий срок. Если же говорить про блок крупных компаний, то случаев обращений от таких игроков было минимальное количество. При этом на сегодняшний день мы наблюдаем, что существенных проблем нет как в рознице, так и в корпоративном блоке: общий объём просрочки задолженности по лизингу здесь составляет всего 0,08%. Так получилось благодаря нашей сбалансированной системе рисков. Хочу отметить, что мы не обращались за помощью государства и решили справляться самостоятельно. Лизинг — это один из самых крупных финансовых рынков России, который также является чутким индикатором экономики, по которому всегда можно понять, как долго длился кризис и сколько понадобится времени на восстановление", — сообщил эксперт.
Калинкин убежден, что для розничного рынка с точки зрения лизинговой компании самые шоковые моменты пришлись на март-апрель вне зависимости от величины бизнеса, когда деловая активность была значительно ограничена. Под самым сильным ударом оказались автомобильные салоны.
"Однако III квартал показывает весьма хорошие темпы. Можно даже сказать, что они несколько лучше, чем темпы прошлого года в III квартале", — добавил спикер круглого стола.
Представитель АО "Сбербанк-АСТ" в СЗФО Анастасия Тхакур полагает, что в сфере государственных и корпоративных торгов для бизнеса, особенно в период распространения коронавируса, прежде всего важны позиция площадок и их инфраструктура: "На сегодняшний день экосистема Сбербанка сосредоточилась не только на финансовой помощи, но и на консультативной. Мы консультировали бизнес по вопросам того, что они могут сделать в тех или иных ситуациях, когда они заключают контракт на площадке, разъясняли законодательные моменты, которые выпускались в очень большом объёме в начале апреля, — например, по переносу торгов. Обращу внимание, что в нашем бизнесе по календарным выходным дням торги не проводятся, и сначала было непонятно, как считать те выходные дни, введённые государством. Также мы провели массу бесплатных вебинаров для поставщиков и заказчиков".
Анастасия Тхакур добавила, что в карантинные дни в их компании наблюдали положительную динамику: в кризис коммерческие закупки выросли. "По нашим данным, именно коммерческие закупки — по 223-ФЗ, а не 44-ФЗ — выросли на 38,7%. И это при том, что по количеству они сократились на 10%, но по сумме они выросли".
Спрос на факторинг
Егор Газетин, генеральный директор факторинговой платформы GetFinance, говорит, что им коронакризис в какой-то степени сыграл на руку, потому что выросла популярность услуг факторинга: "Количество заявок на нашей платформе выросло в 2–3 раза. Наибольший поток заявок начал поступать к нам с начала апреля, и они продолжают поступать до текущего момента. Бизнес, который не хотел останавливаться во время локдауна, искал инструменты, которые позволяли решать ему свои проблемы. Таким инструментом стал факторинг".
По его мнению, многие предприниматели не стали обращаться за господдержкой, потому что для её получения необходимо потратить большое количество усилий и собрать много документов. Получаемая помощь при этом не всегда позволяет полностью покрыть все убытки. Поэтому многим проще найти эффективные инструменты для развития своего бизнеса, нежели искать помощь.
Егор Рожнов, заместитель начальника управления операционного учёта ООО "Совком Факторинг", согласился со своим коллегой Егором Газетиным, что спрос на факторинг в период локдауна вырос. Компании пришлось оперативно подстраиваться под новые реалии.
"Мы оперативно запустили новую программу с экспресс-решениями, то есть пересмотрели финансовые требования по клиенту, ведь самой большой доле клиентов отказывают в кредите, и факторинг как раз таки помогал получить средства обратно, чтобы иметь возможность продолжать работать и выплачивать зарплату сотрудникам", — пояснил спикер.
Егор Рожнов резюмировал, что от коронакризиса пострадал не только малый бизнес, но и крупный, особенно тот, который связан с нефтегазовой отраслью: "Многие госзаказчики и компании с госучастием увеличили отсрочку до полугода. Причиной стали пандемия и цены на нефть, им стало невыгодно платить с маленькой отсрочки, и они увеличили отсрочку. Поэтому компании из нефтегазовой отрасли значительно пострадали и начали обращаться за факторинговым финансированием, так как они не закладывали такую долгую отсрочку в свой производственный цикл".
Виктор Вернов, генеральный директор "Факторинг ПЛЮС", уверен, что в индустрии наметился психологический перелом — предприниматели стали негативно относиться к тем, кто во время кризиса ничего не предпринимает и ожидает платежей: "Поэтому для того, чтобы бизнесу прийти к факторингу, нужна только дееспособность и наличие денежного требования, которое мы могли бы у него купить. В нашем случае мы выкупали дебиторскую задолженность. Бизнес ценит адекватность, мы сами побывали на его месте, когда попробовали получить поддержку по аренде, именно тогда мы поняли, что это весьма нелёгкий процесс. Именно благодаря тому, что мы пошли навстречу бизнесу, мы смогли выиграть".
По его мнению, государство значительно помогло предпринимательству во время локдауна, но не путём прямой финансовой помощи, а тем, что не остановило госзаказ.
Деликатное отношение
Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО "Интерлизинг", обратила внимание, что в разгар кризиса как никогда стало актуальным деликатное и внимательное отношение к клиентам.
"Во время пандемии у нас было много обращений от клиентов по поводу отсутствия возможности своевременно исполнять свои обязательства по оплате лизинговых платежей по договору. В пик пандемии (апрель-май 2020) по компании объем проблемной задолженности в лизинговом портфеле увеличился с 10% до 15% и составил 2,7 млрд рублей. Но в период с июня по август мы наблюдали тенденцию снижения уровня ПЗД ", — поделилась спикер.
Вопросы с клиентами решались в частном порядке: кому-то предоставляли реструктуризацию платежей с пролонгацией договора и без, кому-то льготный период без начисления штрафных санкций. Доля представителей малого и среднего бизнеса среди клиентов компании составляет порядка 82 % . Основные обращения на реструктуризацию во время пандемии были от отраслей: медицина, HORECA и пассажирские перевозки.
"При этом хочу отметить, что несмотря на снижение продаж новых легковых автомобилей на 20 % во время пандемии, рынок автолизинга показывает рост. Также добавлю, что сейчас на рынке наблюдается дефицит автомобилей, поэтому клиенты готовы забрать с рынка всё, что есть", — подчеркнула Елизавета Дворникова.
Андрей Бугров, руководитель дивизиона "Санкт-Петербург" компании "Балтийский лизинг", рассказал, что самоизоляция и удалённый режим не помешали работе компании и рынку в целом. "Балтийскому лизингу" удалось наладить процесс решения вопросов с клиентами в полностью дистанционном режиме.
"В первое время многим компаниям было сложно вовремя совершать лизинговые платежи. Но мы постарались аккуратно отделить тех, кто действительно нуждался в помощи, от тех, кто просто хотел добиться некоторых преференций, воспользовавшись ситуацией, ведь и такие обращения тоже были. Сейчас портфель "Балтийского лизинга" почти на 60% сформирован из сделок с повторными клиентами, которые понимали, каким образом можно связаться с нашей компанией, поскольку все сотрудники были переведены на дистанционный формат работы. Мы также наладили процесс удалённого подписания документов, что получилось благодаря внедрённой у нас системе электронного документооборота (ЭДО). Сегодня более половины клиентов компании перешли на ЭДО", — подытожил он.
Директор некоммерческой организации "Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания" Александра Питкянен проинформировала, что в этом году в фонде отмечается небывалый рост по числу обращений и объему финансирования сектора МСП. Программы фонда направлены на решение проблем МСП, возникших из-за пандемии. Фонд оказывает поддержку по двум направлениям: предоставляет поручительства по кредитам и банковским гарантиям, выдает займы на льготных условиях. Как и до кризиса наибольшее количество заявок поступает от торговых и производственных предприятий. С началом пандемии и введением ограничительных мер в фонде увеличилось количество заявок от субъектов МСП из сферы общественного питания, туризма, сферы услуг, развлечений, транспорта.
"Для предпринимателей из пострадавших отраслей в период пандемии фонд запустил отдельную программу — займы под залог на поддержку бизнеса по ставке 1% годовых на первый год, 3% годовых – на второй и третий год. Для производителей средств индивидуальной защиты и дезинфекции, изделий медицинской техники действует ставка 1% годовых, для остальных производственных, а также научно-технических и инновационных предприятий действует ставка 3% годовых, для предприятий прочих видов деятельности с апреля ставка снижена с 7 до 5% годовых. В этом году число обращений по залоговым займам увеличилось вдвое — объем выданных займов на середину сентября составил 306 млн рублей", — поделилась глава организации.