Холдинг "ФосАгро" построит объект собственной генерации электричества в Ленобласти.
Волховский филиал входящего в "ФосАгро" АО "Апатит", крупный производитель минеральных удобрений, планирует переход на самостоятельную генерацию электроэнергии к 2021 году. По данным пресс–службы "ФосАгро", утилизационная теплоэлектроцентраль с энергоустановкой установленной мощностью 34 МВт будет работать на отходящем пару, обеспечивая комплекс электроэнергией. Стоимость проекта — 3 млрд рублей.
Есть несколько причин, по которым "ФосАгро" хочет самостоятельно генерировать электричество. В компании утверждают, что частная мини–электростанция позволит снизить нагрузку на электрические сети Волхова. Помимо этого "ФосАгро" стремится выбиться в экологические и энергетические лидеры Ленобласти. На всех предприятиях компании попутный пар сернокислотного производства в соответствии с принципами наилучших доступных технологий конвертируется в электро– и теплоэнергию.
Тем самым вторичный ресурс полностью используется и замещает сжигание ценного природного газа и выбросы парниковых газов. "Это современная тенденция в химической промышленности, когда на отходящем пару высокого давления строят генерацию. Для российского химпрома такая технология характерна последние 10 лет", — отмечают в пресс–службе "ФосАгро".
И всё–таки главным преимуществом такой схемы для большинства предприятий является не столько забота о сетях, сколько возможность серьёзно сэкономить. На территории "ФосАгро" это будет несложно. При этом в компании признались, что планируют и дальше сотрудничать с ПАО "Ленэнерго". "Основная наша задача — не уйти от “Ленэнерго”, а эффективно утилизировать попутную тепловую энергию, образующуюся в процессе производства серной кислоты", — добавили в пресс–службе.
"ФосАгро" — далеко не первая компания, которая озаботилась созданием объекта собственной генерации. В администрации Ленобласти рассказали, что на данный момент в регионе функционирует 12 подобных частных электростанций суммарной установленной мощностью 254,62 МВт. Среди владельцев — производитель удобрений "Фосфорит", глинозёмный завод "РУСАЛ Бокситогорск", "Газпром Трансгаз Санкт–Петербург".
"При размещении собственной генерации предприятия прежде всего руководствуются принципами экономической целесообразности и обеспечения надёжности технологического процесса с учётом особенностей режима производства", — пояснили "ДП" в областной администрации. Размещение электростанции для собственных нужд обязательно согласовывается с властями.
Тренд на собственную генерацию прослеживается и в соседнем Петербурге. Небольшая электростанция, например, есть у пивоваренной компании "Балтика", которая входит в датскую Carlsberg Group. А совсем недавно о планах на строительство подобного объекта объявил Кировский завод. Энергоцентр мощностью 24,9 МВт планируется возвести уже в 2022 году, а пока завершаются предпроектные работы.
Любопытно, что для Кировского завода основной инвестиционной мотивацией были не столько электрические мощности, сколько тепло. "При рассмотрении вопроса строительства собственной генерации прежде всего учитывались возможность и необходимость использования тепловой энергии. Для нас именно дефицит тепла является главным фактором строительства газопоршневой электростанции", — пояснили в пресс–службе предприятия. При этом экономия средств на производстве тепла с помощью новой станции может составлять до 90 млн рублей за отопительный сезон.
В городском комитете по энергетике и инженерному обеспечению считают, что острой необходимости в строительстве объектов собственной генерации нет. "В Петербурге сейчас не наблюдается дефицита мощности электроэнергии, а также сложностей с подключением. Поэтому подобные объекты — это скорее частные случаи, которые основаны на индивидуальных технических предпосылках. При этом тот же завод “Балтика” не отказывается от внешнего электроснабжения полностью, имеет место комбинирование", — заявили в ведомстве.
И всё–таки, несмотря на доступность необходимых мощностей в Петербурге, собственная генерация будет нарастать, считают эксперты. И главная причина — растущие тарифы не только на электроэнергию, но и на мощность, которая приобретается крупными предприятиями отдельно в рамках двухставочного тарифа. При этом за подобные частные проекты, скорее всего, придётся заплатить всем остальным, более мелким потребителям.
"Добровольно–принудительные договоры на поставку мощности, которые являются частным случаем RAB–регулирования, способствуют постоянному росту тарифов. Особенно ощутимо растут цены на мощность. Поэтому неудивительно, что крупные потребители стремятся сэкономить и начинают генерировать самостоятельно, — поясняет глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. — Но такая ситуация мало кого устраивает. Компании, которые строят объекты собственной генерации, не отключаются от общей сети, но их ведь надо обслуживать. Сети не получают выручку за пользование, и рано или поздно эти убытки распределяются на всех остальных потребителей. Среди них — малый и средний бизнес, который не может позволить себе собственную генерацию".