Вокруг только и разговоров, что про экосистемы. Почти в один день "Яндекс" объявил о покупке Тинькофф банка, Сбербанк анонсировал кучу непрофильных сервисов неочевидной значимости (включая не то ресторан, не то коворкинг прямо в отделениях), а Mail.ru привлек $600 млн на развитие, смысл которого тоже, вполне вероятно, сведётся к скупке всего, что плохо лежит (хоть бы не telegram!).
Хочется спросить: деточка, ты не лопнешь? Нет, не лопнет. Это раньше набирать плохо связанные между собой бизнесы под одной крышей грозило потерей их управляемости и эффективности. Но сегодня digital связал несвязуемое и перевернул игру. Тинькофф банк уже давно занимался превращением себя в суперприложение, где есть и онлайн–газета, и мобильная связь, и сервис для туризма. Тем же активно занимаются и мобильные операторы — проверьте, как дополняется функционал их приложений, там уже и банк, и лента новостей, и домашний кинотеатр. Да все, у кого есть амбиции и IT–ресурс, сейчас двигаются в этом направлении.
Дело в том, что, когда у тебя есть экосистема, ты владеешь гораздо большим объёмом данных о пользователях. Очень простая схема: ставишь клиенту свой браузер, усыпляешь бдительность приятной голосовой помощницей, а сам потихонечку узнаёшь его ближе, чем родная мать. И в финале — продаёшь то, о чём пользователь не успел даже подумать, его опередила предиктивная аналитика. То же самое с кредитами — если вся жизнь заёмщика как на ладони (у алгоритма, конечно, не у менеджера — мы же в приличном обществе), куда проще снизить невозвраты по кредиту. Причём если поисковик или мобильный оператор решит без спросу продавать эти данные сторонним фирмам — это будет скандал. Но если он использует их сам, для своего же бизнеса, никто даже не заметит.
Есть и много других преимуществ. Считается, что главной ценностью XXI века становится внимание людей. Экосистема способна эффективно завоёвывать это внимание при минимальных издержках. В отличие от билборда, реклама в приложении разработчику не стоит ничего. Кроме того, клиент уже доверяет бренду поисковика, мобильного оператора, соцсети — гораздо проще продать ему в довесок ещё и музыкальный сервис, такси или чашечку кофе. Потребители консервативны, этим удобно пользоваться.
Навряд ли это пройдёт мимо больших политических игр. Не просто так китайский Tik–Tok вызвал столь нервную реакцию в США. Все понимают, что в долгосрочной перспективе крупные экосистемы с соцсетью или мессенджером в ядре могут стать определяющими и для экономики, и для культуры. Пока что вся Европа сидит на американском "гугле" и "фейсбуке" и не расстраивается — а может, зря? Ведь могли бы сами зарабатывать, как делают в России.
Есть хорошая книга Сэмюэла Хантингтона "Столкновение цивилизаций" — там он делит весь мир по мировоззренческой ориентации: вот есть условно китайская цивилизация, есть исламская, японская, есть, конечно, цивилизация западная. России в 1996 году досталась роль "православной цивилизации", способной затянуть в свою орбиту ещё и половину Балкан вместе с Грецией. К сожалению, до Афин ни "Яндексу", ни Mail.ru дотянуться было не суждено, и даже в Сербии об их существовании имеют смутное представление. Однако уж по крайней мере мы всё ещё можем противопоставить что–то своё условной "китайской цивилизации WeChat" и "американской цивилизации facebook". Кто знает, может, когда–нибудь именно экосистемы — вместо солдат, религий и идеологий — смогут покорять для России новые рынки.