В сентябре полиция провела очередной рейд на Апраксин двор — анклав лихой торговли 90-х годов в самом центре Петербурга. Были изъяты крупные партии нелегальных товаров, в том числе около 4 тыс. пачек нелегальных сигарет. Объём сравнительно небольшой даже для отдельно взятой "Апрашки". Примечательно скорее то, что контрабандный табак в последнее время стал частой темой новостных сообщений, что может быть связано с более активной работой правоохранителей.
Однако экономический результат этой работы выглядит довольно абстрактным. Достаточно сравнить оценку стоимости изъятого в разных регионах, и окажется, что у силовиков нет единого подхода к оценке, но есть представления, что пачка сигарет может стоить всего 40 рублей. Рассказываем, почему важно это учитывать и не делать арифметических ошибок при оценке ущерба от нелегальных сигарет.
Как табачная контрабанда стала выгодным бизнесом
Торговля нелегальными сигаретами вышла на новый уровень в 2015 году. Именно с того момента контрабанда и подделки начали ежегодно увеличивать свою долю на российском рынке в кратных величинах, а государственный бюджет — недосчитываться десятков миллиардов рублей неоплаченных налогов и сборов. Как говорится в исследовании журнала "Эксперт", к концу 2019 года теневой сегмент занимал 15,6% российского рынка, а счёт потерь бюджета перевалил за 100 млрд руб. Законопослушный ретейл за это же время потерял около 10 млрд рублей.
Нелегальные сигареты, то есть незаконно провезённые через границу, произведённые в подпольных цехах или с поддельными акцизными марками, привлекают своего потребителя в первую очередь ценой. В сравнении с легальными пачками, стоимость которых в среднем 115 рублей, серый табак торгуется за 50-60. Радикальную разницу в цене обеспечивает уход от уплаты налогов, а именно акцизов и НДС. Экономика организованного табачного криминала строится именно на кратной разнице в размере акцизов в России с одной стороны и, в Белоруссии, Кыргызстане и Казахстане с другой стороны.
Чтобы понять, как оценивать нелегальный табак, стоит разобраться в ценообразовании легальной продукции. Сегодня в стоимости каждой произведённой в России пачки сигарет 64 руб — это минимальная сумма акцизных сборов и НДС. Если прибавить к этому расходы на упаковку, перевозку и торговую надбавку, минимальная стоимость пачки сигарет достигнет 80-90 руб. В таком случае прибыль продавца составляет около 7%. Если продавать сигареты дешевле, затраты просто не окупятся.
"Сигареты никогда не являлись высокомаржинальным товаром. У них другая роль — привлекать покупателя и обеспечивать оборот. Потребитель зачастую составляет мнение об уровне цен в магазине по стоимости сигарет и алкоголя. Это значит, что там, где торгуют табачной контрабандой, а это обычно ценник в 50-60 рублей, есть все шансы переманить покупателя из законопослушной торговой точки. Субъективно определив более бюджетную точку, покупатель станет брать в ней и другие продукты корзины", — рассказывает Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли.
Если добавить, что рентабельность от торговли нелегальными сигаретами может достигать 100%, то складывается совсем некрасивая картина. В итоге нечистый на руку торговец и сам незаконно наживается, и разоряет добросовестного соседа.
Скидки при конфискации
Таможенная служба, МВД, Роспотребнадзор и другие ведомства ежегодно выявляют всё больше случаев незаконного ввоза, оптовой и розничной продажи табачных изделий, с которых не уплачены налоги и сборы. Обратимся к сводкам об изъятии нелегальных сигарет с начала 2020 года в ряде регионов, где в соответствии с исследованием журнала "Эксперт" эта проблема наиболее остра, и где достаточно активно освещалась работа правоохранителей.
В среднем в группе регионов, где за период январь-август 2020 изъято свыше миллиона пачек, стоимость пачки составляет порядка 48 руб. Речь о Петербурге, Смоленской, Брянской, Челябинской и Псковской областях. Вероятно, при изъятии оценка проводилась на основании максимальной розничной цены, указанной производителем, без учёта уплаты акцизов и НДС. Таким образом, если прибавить к стоимости каждой пачки 64 рубля, то стоимость изъятого увеличится с неполных 432 млн рублей до 1 млрд 8 млн. И это лишь 5 регионов из 85, и лишь за первое полугодие. Это сумма, которая могла бы пойти на поддержку экономики и принести прямую прибыль малой рознице, которая не нарушает закон, но с трудом переживала месяцы режима повышенной готовности.
Аналогичная ситуация и там, где объём изъятий не так велик (до 1 млн пачек), например, в Ростовской области, Алтайском крае, Омской области и в Кемеровской области. Средняя оценка стоимости изъятой пачки там уже выше — свыше 75 руб. Таким образом, вместе с налогами сумма конфиската составляет почти 317 млн рублей, в 1,8 раз больше, чем посчитали правоохранители.
В третьей группе регионов, где официально сообщено об изъятии всего нескольких десятков тысяч пачек — Москва, Новосибирская область, Красноярская область. Там средняя стоимость конфискованной пачки составляет всего 45 рублей. Вместе с акцизом стоимость изъятого увеличивается до 5 млн 320 тыс. рублей.
Безусловно, у разных сигарет разная стоимость, ряд марок вообще легально в Россию не завозится, например, все белорусские сигареты, не везде стоит отметка о максимальной розничной цене. То есть в каждом случае правоохранители будут либо использовать усреднённый показатель, либо рассчитывать стоимость, исходя из заключений экспертов. Однако именно в этом случае теряется понимание всего масштаба криминального бизнеса и его влияния на экономику.
Назовите цену
Решить проблему могло бы введение единой минимальной цены табачной продукции. С такой инициативой в конце прошлого года выходил депутат Госдумы Сергей Катасонов. В представленном им проекте закона предлагалось рассчитывать минимальную стоимость пачки сигарет на основе минимальной ставки акциза и НДС с учётом коэффициента. При таком подходе минимальная стоимость пачки сигарет в 2019 году составляла бы около 86 рублей.
"Введение единой минимальной цены как универсального порога, ниже которого не могут устанавливаться розничные цены на сигареты, будет способствовать борьбе с ростом доли нелегальной табачной продукции на российском рынке, которая уже превышает 15% рынка и стоит российскому бюджету ежегодных потерь минимум 100 млрд рублей из-за неуплаченных акцизов и НДС", — комментирует инициативу Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия.
"Правоохранительные и контролирующие органы получат ещё один чёткий индикатор, помимо наличия цифрового кода, марки и других требований к пачке, для выявления и изъятия нелегальной продукции. Потребитель получит дополнительный наглядный инструмент в виде общеизвестной минимальной цены, который станет общим базовым индикатором нелегальной табачной продукции сомнительного качества, с которой не заплачены налоги", — добавляет эксперт.
Внедрение единой системы подсчёта на базе единой минимальной розничной цены с одной стороны упростит подсчёт потенциального ущерба, который злоумышленники могли нанести экономике, так и определиться с адекватными санкциями — штрафами не в несколько тысяч рублей, а как минимум в несколько десятков тысяч даже для физлиц.
"Минимальная розничная цена на табак поможет выстроить единую логику борьбы с чёрным рынком. Во-первых, станет понятен ущерб, наносимый государству, а именно, сумма недополученных обязательных платежей в бюджет. Во-вторых, появится дополнительный маркер при проведении проверок — производство и продажа сигарет дешевле минимальной стоимости будет запрещена. Всё, что дешевле — автоматически нелегальное", — убеждён исполнительный директор Ассоциации "Совет по вопросам развития табачной промышленности" Эдуард Воронцов.
Чем раньше будет введён единый для страны показатель, тем быстрее станет возможно оценить масштаб проблемы огромного теневого рынка табака. Например, как отмечалось выше, бюджет России недосчитался более 100 млрд. рублей только за 2019 год, тогда как на восстановление малого бизнеса после режима повышенной готовности было выделено около 80 млрд. рублей — сумма недостаточная по мнению большинства экспертов.
Российской экономике отнюдь не помешали бы дополнительные средства на поддержку законно работающего малого бизнеса, больше всего пострадавшего от торговцев нелегальным товаром. А правительству стоило бы помнить, что борьба с теневым рынком — это достойная альтернатива очередному повышению или вводу новых налогов.