По оценке ЦБ РФ, число пластиковых карт (зарплатных и кредитных), которыми во II квартале 2020 года владельцы воспользовались хотя бы один раз, сократилось по сравнению с предыдущим кварталом на 2,3%, или на 4,5 млн единиц. Их общее количество в РФ по итогам II квартала сократилось до 190,3 млн.
Банк России отмечает, что сокращение произошло впервые за последние 5 лет. У жителей Петербурга число карт на руках уменьшилось за 3 месяца на 0,7%, или 98 тыс., до 14,69 млн штук.
Спрос вопреки
Снижение количества используемого пластика банкиры объясняют пандемией коронавируса. Из–за неё резко снизилась покупательская активность, а клиенты, которые продолжили покупки, стали чаще использовать платёжные инструменты без физического носителя — электронные карты. Но при этом не все финансисты вспоминают, что именно карантинный режим и закрытые банковские офисы понудили регулятора выпустить циркуляр о продлении сроков обслуживания банковских карт. Необходимость в плановом перевыпуске отпала, что в итоге и отразилось на количественных показателях.
"По городу наш портфель действующих карт вырос по сравнению с прошлым годом, — отмечает Анатолий Локотков, заместитель председателя Северо–Западного Сбербанка. — В том числе увеличение связано с возможностью выпуска цифровой карты и онлайн–активации дебетовой карты до её физического получения".
Согласно статистике ЦБ РФ, темпы роста числа банковских карт в первом полугодии традиционно ниже, чем во втором. В январе–марте 2019–го количество карт в Петербурге выросло на 0,4%, а в июле–сентябре того же года — на 2,5%. Данные по итогам первых 3 месяцев 2020–го (+0,7%) выглядят намного оптимистичнее аналогичного периода 2019–го.
Если сравнивать январь–июнь 2020 года с аналогичным периодом прошлого года, количество карт на руках у жителей города и вовсе выросло на 5%. Между тем за 6 месяцев 2019 года прирост этого показателя составил 4% по отношению к первому полугодию 2018–го.
Всего в текущем году банки выпустили 640 тыс. новых карт против 560 тыс. в прошлом году. И если сохранится тенденция, когда в осенний период спрос на карты возрастает, то банки уже к октябрю сумеют наверстать потери. Но регулятор отчитается об этом не ранее декабря.
"Изменения объёмов эмиссии и количества операций по картам, по нашим оценкам, никак не могут быть признаками устойчивых трендов, — отмечает Алексей Киричек, вице–президент, директор департамента эквайринга ВТБ. — Во II квартале наблюдалось масштабное сокращение точек использования карт, что закономерно привело к снижению количества POS–операций. В условиях закрытых отделений и невозможности выдавать перевыпускаемые по сроку зарплатные карты на предприятиях банки продлевали сроки их использования. Но эмитировать карты новым клиентам, разумеется, в этот период было сложно". По мнению эксперта, статистика ЦБ РФ показывает устойчивый прирост эмиссии, показатель растёт в среднем на 3–5 млн штук в квартал по РФ, что никак не может говорить о падении интереса к картам.
По оценке Объединённого кредитного бюро (ОКБ), на количественные показатели рынка пластиковых карт помимо сложностей с перевыпуском и оформлением зарплатных проектов повлияло и сокращение спроса на кредитные карты. В июне, например, в городе банками выдано всего 7,7 тыс. новых кредиток против обычных среднемесячных показателей 55–70 тыс. По данным Национального бюро кредитных историй, выдача во II квартале 2020 года упала в 1,5 раза по сравнению с апрелем–июнем прошлого года.
Повысить тарифы
Банки давно перестали ориентироваться на количественный показатель в пластиковом сегменте. Конкуренция на рынке вынудила отказаться от заработка в виде комиссий за годовое обслуживание и направить усилия на получение дохода от частоты операций по картам и тарификации смежных услуг. Но и здесь по итогам II квартала 2020 года падение можно обозначить как существенное.
В количественном выражении общий объём операций по оплате товаров и услуг в Петербурге по сравнению с январём–мартом упал на 14%, в денежном — на 13%, или 64,5 млрд рублей. По самой консервативной оценке, основанной на тарифах по эквайрингу в 0,5–1% от суммы операции, объём недополученных банками доходов от жителей города всего за 3 месяца достигает 450 млн рублей. Реальный размер убытков в разы выше, но оценить его опрошенные "ДП" банкиры публично не решились.
С другой стороны, как отметил один из финансистов, средняя сумма покупки выросла с 983 рублей в I квартале до 1004 рублей во втором. "Раньше мы говорили, что снижение среднего чека говорит о более ёмком проникновении безналичных платежей в повседневную жизнь и рапространении практики безналичной оплаты ежедневных покупок, сегодня впору рассуждать о позитивном влиянии роста среднего чека, которое пусть и не полностью, но всё же компенсирует выпавшие доходы", — отметил он.
"По итогам II квартала мы отмечаем некоторое изменение платёжного поведения держателей карт: например, они стали реже снимать наличные и чаще совершают безналичные операции", — отмечает Лидия Каширина, заместителя директора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Росбанка.
В Петербурге количество операций по снятию наличных упало почти на 28%, в денежном выражении жители города сняли на 15% меньше, чем кварталом ранее. При этом средняя сумма снятия выросла на 16%, до 14,4 тыс. рублей. Оценить экономию банков от уменьшения снятия наличных невозможно: расходы на инкассирование банкоматов финансисты не раскрывают. О недополученных доходах же речь не идёт, так как для большинства держателей карт данная услуга бесплатна.
Тем не менее эксперты уверены, что повышения тарифов для восстановления комиссионных доходов банков в среднесрочной перспективе ждать не стоит: конкуренция высока. Усилия регулятора по уравниванию условий разных банков, в том числе за счёт принудительного введения системы быстрых платежей (СБП), привели к тому, что любое повышение стоимости обслуживания пластика может гарантировать потерю клиента. При условии, что банки не станут действовать единым фронтом, например одновременно повышая стоимость СМС–информирования.
Взнос на инфраструктуру
Единственным сегментом карточного бизнеса, который сохранил свои позиции, по классификации ЦБ РФ стали так называемые прочие операции (к ним регулятор относит любые операции, не связанные с оплатой товаров и услуг, то есть фактически переводы с карты на карту). Их объём во II квартале текущего года по сравнению с январём–мартом сократился всего на 0,8% по количеству при росте на 0,6% в денежном эквиваленте.
Здесь средняя сумма чека повторяет прежние тренды по оплате товаров и услуг: она устойчиво снижается и на сегодня достигла 6,47 тыс. рублей.
Если ЦБ РФ и дальше будет внедрять СБП в повседневные операции, то при росте объёмов и количества операций средний размер операции будет снижаться.
Если сравнивать итоги по полугодиям, то с конца 2018–го по июль 2020–го доля переводов с карты на карту в денежном эквиваленте от общего объёма выросла с 33 до 42% (фактически её прирост обеспечили операции по снятию наличных, доля которых за тот же период сократилась с 36 до 24%).
Косвенно цифры подтверждают и уверенность банкиров, высказываемую непублично, что при дороговизне эквайринга малый бизнес активно внедряет приём платежей на личные дебетовые карты. Доля платежей, отражаемых в статистике ЦБ РФ как оплата товаров и услуг, таким образом, размывается. Но из–за требований регулятора и других институтов, борющихся с легализацией, подобный способ оплаты в торговле большинством кредитных организаций не приветствуется.
С другой стороны, прирост показателей данного сегмента может быть связан и с появлением нового подвида бизнеса, так называемых самозанятых. Как раз им разрешено легально принимать платежи на свои личные карты.
При этом общее оценочное падение доходов банков не сказалось на их расходах на дальнейшее развитие инфраструктуры. С начала года количество POS–терминалов для приёма безналичной оплаты в точках торговли города выросло на 11%, до 175,4 тыс. Вопреки убежденности регулятора в тенденции отказа населения от наличных, продолжает увеличиваться и количество банкоматов, их число выросло на 4%, до 10,9 тыс.
“
Новые технологии и конкуренция заставляют постоянно обновлять и выпускать на рынок новые продукты. Проникновение пластика составляет 94%. Четверть держателей имеют одну карту, а 40% — три и более. Стремление по максимуму использовать возможности карт ведёт к увеличению доли переводов. В условиях карантинных ограничений стало больше покупок в режиме электронной коммерции, мелкие предприятия, сокращая издержки при расчетах с покупателями, стараются увеличить долю наличных платежей.
Ольга Драгомирецкая
исполнительный вице–президент — управляющий Филиалом Газпромбанка
“
Будущее повсеместных безналичных платежей не так близко, как хотелось бы. Если крупные торговые сети в обязательном порядке принимают карты к оплате, то малый бизнес — реже (в среднем он охвачен эквайрингом на 5–10%). Количество POS–терминалов в РФ ежеквартально увеличивается примерно на 5%, при этом количество эмитированных карт также растёт, но заметно меньшими темпами, около 1% в квартал. Текущий год подтвердил и ещё один тренд: в банкоматы чаще вносят деньги, чем снимают. Дело в том, что ежедневные покупки и оплату услуг всё чаще совершают онлайн, поэтому и стараются внести наличные на банковскую карту. Тенденция динамичного перетока в Систему быстрых платежей также продолжается. Из тех, кто пополнял счета через СБП, ранее около 70% в основном совершали транзакции с помощью наличных через банкоматы.
Александр Самохвалов
председатель правления банка "Русский Стандарт"