Made in Петербург — как защитить свою марку?

Производители получили возможность зарегистрировать так называемые "географические указания" — специальные бренды, ассоциирующие товар с городом или регионом, в котором он выпускается. Эти и другие вопросы регулирования рынка интеллектуальной собственности обсудили участники организованного "ДП" делового завтрака "IT/IP 2020".

Охрана географических указаний предусмотрена международными обязательствами России, в том числе Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Такое обозначение должно идентифицировать товар как происходящий из определенной территории с характерным для него качеством, репутацией и иными свойствами.

Много званных, но мало избранных

Принятые еще в начале 90-х годов законы урегулировали правовую охрану наименований мест происхождения товара (НМПТ). В этом качестве зарегистрированы такие марки как "Гжель", "Вологодские кружева", "Тульский пряник", "Астраханская вобла" и, конечно же, "Русская водка".
Однако получить права на НМПТ могли только производители, доказавшие его известность и особые свойства товара, связанные с характерными для региона природными или людскими факторами. В указанном географическом объекте необходимо было осуществлять полный цикл производства. То есть скажем "Вологодское масло" должно взбиваться в Вологде из полученного от местных коров молока, а "Астраханская вобла" — вылавливаться в Волге и вялиться в границах соответствующей области. Выполнить такие жесткие требования удавалось единицам — за три десятилетия было зарегистрировано всего 249 наименования места происхождения товара.
Принятый летом прошлого и вступивший в силу с 27 июля этого года федеральный закон ввел в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальной собственности — географические указания. "В отличие от НМПТ в географическое указание может не входить наименование самого региона, города или иной местности — достаточно, чтобы оно прочно ассоциировалось с таким географическим объектом, — поясняет старший юрист фирмы "Городисский и Партнеры" Ярослава Горбунова. — Также не требуется доказывать наличие особых свойств товара и известность обозначения, а на соответствующей территории должно находиться хотя бы одна из стадий производства. Скажем, "Воронежское мороженное" может расфасовываться в любом регионе, но выпускаться — в Воронеже. С новыми поправками зарегистрировать географическое указание теперь вправе граждане, компании, ассоциации и иные объединения или группы лиц, которые в границах соответствующей территории производят товар с характерными свойствами", — отмечает эксперт.

Бургундия, Шампань или Прованс

При подаче заявки в Роспатент инициаторам необходимо оговорить сами характеристики товара, их связь с местностью, определить способ производства, порядок контроля и иные условия. За регистрацию необходимо заплатить пошлины в размере 31,5 тысяч рублей.
Вместе с тем Ярослава Горбунова полагает, что закон о географических указаниях безусловно попал в тренд развития и защиты региональных брендов, но был принят с целью утешить иностранных правообладателей: "Этот институт чрезвычайно развит на западе и совершенно не развит у нас. Одним из критериев получения охраны для заграничных компаний будет регистрация такого указания в своей стране. Теперь они смогут защитить такие обозначения как "колбаса Мортаделла", "вина региона Эмилия", "чай Дарджилинг" и другие", — полагает юрист.
Она также подчеркивает, что нарушением прав на географическое указание будет признаваться не только выпуск контрафактного товара, но и использование географического указания правообладателями, если их продукция не соответствует закрепленным в реестре характеристикам или производится за пределами определенной территории.

Нас знают все

Также Роспатент осторожно регистрирует общеизвестные товарные знаки. Таковыми уже признано 213 обозначений, в том числе "РЖД", "Билайн" и "МТС", Ford и "КАМАЗ", Coca-Cola и Nestle, Mail.ru и многие другие.
Для регистрации общеизвестного знака заявитель должен доказать его узнаваемость у соответствующих потребителей. Для этого, в том числе, представляются результаты социологического опроса минимум 1,5 тысяч человек в 6 городах-миллионниках. Но на этом этапе зачастую возникают проблемы: "По мнению Роспатента потребитель должен ассоциировать обозначение непосредственно с самим заявителем. Но им часто выступает иностранная компания, которая в России функционирует через аффилированное юридическое лицо, более известное отечественному потребителю, — констатирует партнер компании Claims Алексей Петров. — Например, корейская компания PALDO Co. Ltd. известна только 1,1% россиян, тогда как ее дочернее предприятие ООО "Доширак Рус" — 73,1%. Такой подход не учитывает особенности построения бизнеса международных компаний, что зачастую усложняет процедуру регистрации ими своих марок", — говорит Алексей Петров.
Заявителей часто поддерживает Суд по интеллектуальным правам. Служители Фемиды убеждены, что низкий уровень знаний потребителей о компании не свидетельствует о недоказанности широкой известности в отношении товаров или услуг.
С другой стороны, регистрация таких брендов может угрожать добросовестным участникам рынка — производителям и продавцам совершенно других товаров и услуг, выпускаемых под схожим обозначением. "Таких примеров на рынке немало — футбольный клуб "Зенит" и одноименные фотоаппарат или радиостанция, пивоваренная компания "Балтика" и калининградский футбольный клуб "Балтика" или известная радиостанция с таким же названием, — отмечает Алексей Петров. — Закон не освобождает правообладателя от обязанности доказать возможное ассоциирование его деятельности с продукцией со сходным обозначением".