В ближайшее время серьёзное давление на котировки чёрного золота могут оказать выборы в США.
После прошедшей неделю назад ежемесячной встречи ОПЕК нефтяной мир охватило заметное напряжение. Последний из отчётов ведомства показал, что некоторые участники сделки по сокращению добычи чёрного золота заметно расслабились. Ирак, например, снизил добычу на 1 млн баррелей в сутки вместо обещанных 1,25 млн, тем самым выполнив обещание по сокращению накопленного долга лишь наполовину.
Рынок нельзя постоянно дурачить
Острее всех на итоги последнего летнего месяца отреагировал министр энергетики принц Саудовской Аравии Абдулазиз бен Сальман. "Рынок нельзя постоянно дурачить. Эти ложные обещания не только дискредитируют тех, кто их даёт, но и ослабляют нашу коллективную цель", — заявил он. В начале сентября нефть действительно просела почти на $5, и большую роль в этом откате аналитики отдавали дисбалансу спроса и предложения.
Сейчас, правда, котировки несколько отпружинили вверх: декабрьские фьючерсы Brent торгуются за $42,56 за баррель, WTI остаётся в пределах $40,3. Российский Urals героически сохраняет позиции на уровне $41,3 за баррель.
И всё–таки для большинства игроков рынка остаётся очевидным тот факт, что никакой градус ответственности нефтедобытчиков не спасёт мировую экономику в случае повторной лавины локдаунов из–за второй волны распространения коронавируса.
"Лидеры стран и отдельных городов частично возвращают ограничения. Если эта тенденция резко усилится, это рискует обернуться плохой новостью для нефти, спрос на которую вновь может просесть. Тогда с новой силой вырастет регулирующая роль ОПЕК+. Дальнейшая координация объёмов добычи способна сгладить это влияние. Согласятся ли страны на новые ограничения — большой вопрос. Это бьёт по их доходам, которые и без того резко упали. Продержаться пару–тройку месяцев не так и сложно, но несколько кварталов самоограничений — совсем другое дело", — поясняет управляющий партнёр EXANTE Алексей Кириенко.
В последнее время тучи сгущаются по ту сторону океана. И речь идёт не только об очередном урагане, который обрушился на США неделю назад и поддержал местный сорт WTI. Чуть больше месяца остаётся до президентских выборов в Штатах, что уже сейчас начинает создавать неопределённость на топливных рынках. Эта неочевидная связь объясняется спецификой формирования американских цен на бензин. Они напрямую привязаны к нефти, в отличие, например, от российских, которые регулируются демпферным механизмом.
В таких условиях Дональду Трампу с его предвыборным лозунгом Keep America Great Again понижение розничных цен на топливо, а значит, и нефть, будет только на руку. Согласно статистике, у 90% домохозяйств в США есть хотя бы одна машина. И именно Трамп, а не его оппонент–демократ Джо Байден, сможет похвастаться перед электоратом доступными ценами на заправках. Так что не исключено, что Трамп будет прикладывать максимум сил для того, чтобы накануне дня "икс" нефтяные цены вдруг не взлетели.
Второй волны не ждём
Несмотря на все напасти, Минэкономразвития РФ ожидает постепенного восстановления мировой экономической активности уже в конце текущего года и начале следующего. В базовом сценарии макропрогноза, который недавно опубликовало ведомство, закладывается цена на Urals $45,3 за баррель в 2021 году. А в течение следующих 2 лет цены, согласно документу, должны вырасти до $46–48.
Что касается ближайшей перспективы, то "в условиях действия сделки ОПЕК+, направленной на поддержку цен, показатели физических объёмов выпуска в добывающем комплексе до конца года будут оставаться слабыми", считают в Минэкономразвития. Прогнозируется также замедленное восстановление транспортной отрасли, а значит, и спроса на топливо. Примечательно, что прогноз не учитывает возможное влияние второй волны пандемии, хотя на данный момент именно эти риски являются определяющими для мировых цен на нефть.
В Минфине нашли очередной способ пополнить прохудившийся в кризисные времена бюджет. Поднимать экономику, как это часто бывает в России, придётся нефтяникам. В министерстве намерены отменить неэффективные налоговые льготы для нефтяных компаний и увеличить налог на дополнительный доход. Упразднение льгот по налогу на добычу полезных ископаемых может коснуться выработанных месторождений, участков с вязкой и сверхвязкой нефтью. Планируется также отменить некоторые льготы по экспортным пошлинам для зрелых месторождений. Таким образом, в бюджет дополнительно поступит почти 300 млрд рублей. Госдума уже успела принять законопроект в первом чтении.
Стратегию придётся пересматривать
В ходе Тюменского нефтегазового форума вице–премьер Юрий Борисов подчеркнул, что такие меры со стороны государства были вынужденными. Чиновник отметил, что сильнее всего от нововведений пострадают "Газпром нефть", "Лукойл" и "Татнефть" с их тяжёлой нефтью. В меньшей степени изменения затронут "Газпром" и "Роснефть".
"В то время как другие страны стимулируют бизнес, у нас, наоборот, наблюдается повышение налоговой нагрузки. То есть решаются текущие проблемы по наполнению бюджета, — считает аналитик “Финам” Алексей Калачёв. — На фоне денежных объёмов, которыми оперирует нефтегазовый сектор, эти налоговые изменения составят не такую большую долю. Но компаниям в любом случае придётся пересматривать свою стратегию, несмотря на уже вложенные средства. Что–то даже придётся консервировать, потому что некоторые месторождения могут стать нерентабельными. И когда кризис закончится и начнётся рост рынка, компаниям будет не так просто восстанавливать объёмы".
Бензин не дешевеет
Тем временем в Росстате проанализировали цены на бензин в августе. Новости привычные — стоимость автомобильного топлива в России выросла на 3% по сравнению с июлем. При этом цены производителей по стране, то есть оптовые, упали почти на 5% и оставались ниже розничных в 2,1 раза, что свидетельствует о превышении предложения над спросом. Самое заметное удорожание бензина наблюдалось в Сахалинской области (3,6%), хотя в девяти регионах цены и вовсе упали.
Петербург на этот раз занял серединное положение — в последний месяц лета автомобильное топливо подорожало на 0,2%. На данный момент АИ–92 можно заправиться за 43,2 руб. / л, АИ–95 обойдётся в 47,09 руб. / л и дизель — в 48,59 руб. / л. Эксперты предупреждают, что значительных подвижек на этом рынке в ближайшее время ждать не стоит.