В эпоху стриминговых сервисов в петербургских квартирах продолжают крутиться виниловые пластинки.
По данным Ассоциации звукозаписывающих компаний США (RIAA), в первой половине нынешнего года оборот продаж виниловых пластинок в стране составил $232 млн. При этом общая сумма, заработанная с реализации компакт–дисков, — $129,9 млн. В 2020 году более половины всех покупок музыки на носителях приходится на пластинки, но это только 4% от всех продаж в американской музыкальной индустрии. 85% рынка занимают платные сервисы, которые в совокупности заработали $4,8 млрд.
Винил популярен не только за океаном. Дань моде, создание особой атмосферы, качественное и необычное звучание заставляют петербуржцев покупать проигрыватели и пластинки для них всё чаще. В городе действует более десятка специализированных магазинов: Vinylbox, Imagine, "Диез", "Фонотека" и др. Кроме того, недорогие пластинки всегда можно найти на Удельном рынке.
В Vinylbox говорят, что работы в 2020 году у них действительно прибавилось. Как шутят сотрудники магазина, пластинки для многих стали товаром первой необходимости. "И мы, и наши покупатели во время самоизоляции привыкли экономить на чём–то другом, только не на пластинках. В этом году мы ожидали провала продаж: магазины закрыты, иностранных туристов нет, доход у многих сильно сократился. Но обороты только увеличились", — рассказывает Сабина Шрейдер из Vinylbox.
Она также отмечает, что петербуржцы покупают пластинки не только из любопытства и любви к хорошему звучанию. Важен этический фактор: покупаешь винил — часть денег идёт музыканту. "Пока мы были закрыты, стало понятно, что многие постоянные покупатели сознательно поддерживают нас как независимый локальный бизнес. Кризис и режим самоизоляции мы пережили успешно, показатели этого года выше предыдущих", — рассказывает Шрейдер.
Причём, как считает эксперт, в Петербурге сложились практически идеальные условия для развития "виниловой культуры". Поэтому не стоит напрямую сравнивать нашу ситуацию, скажем, с московской. Это обусловлено несколькими факторами. Во–первых, благодаря близости к Европе петербургским предпринимателям проще доставать оригинальный новый винил. Во–вторых, у нас магазины пластинок могут себе позволить оплачивать аренду в центре города, тогда как москвичи зачастую вынуждены открываться в спальных районах. За счёт всего этого спрос на пластинки в Петербурге растёт в среднем быстрее.
Помимо небольших независимых магазинов рынок винила давно освоили крупные интернет–магазины. В пресс–службе Ozon "ДП" рассказали, что винил выбирают ценители "тёплого" аналогового звука и коллекционеры. Причём пластинки и проигрыватели зачастую стоят недёшево. Продажи этих категорий на Ozon в Петербурге в сентябре выросли почти в 2 раза к началу года.
"Пик спроса на виниловые пластинки в этом году пришёлся на весенние месяцы, — уточняют в компании. — Очевидно, в период самоизоляции пользователи пополняли свои коллекции. Петербуржцы отдают предпочтение британской и американской рок–музыке — в топе в 2020 году альбомы Pink Floyd, Red Hot Chili Peppers, Depeche Mode и Muse".
По данным "Авито", спрос на виниловые пластинки на сайте летом этого года вырос на 56% по сравнению с тем же периодом 2019–го. Больше всего любителей винила в Москве и Петербурге — 23,5% и 13,4% соответственно от всех интересующихся пластинками пользователей в России. "В июне–августе 2020 года количество объявлений в категории “Грампластинки” выросло на 51% по сравнению с летом прошлого года. А конкретно жители Петербурга интересовались винилом на 65% чаще, чем летом в 2019–м", — добавляют в пресс–службе.
В сети магазинов книг и подарков "Республика" отмечают, что по сравнению с прошлым годом в онлайн– и офлайн–каналах в сумме рост спроса на виниловые пластинки (по РФ) в августе двукратный, на проигрыватели — почти трехкратный. В сентябре на текущий момент зафиксирован прирост на 30% по пластинкам и сопоставимая динамика по проигрывателям.
Увеличению спроса на пластинки способствуют и сами артисты — такую тенденцию заметили в сети магазинов Audiomania. Представители компании рассказали "ДП", что в последние годы растёт количество релизов на виниле от музыкантов: "Уже сложилась такая практика: первым выпускается именно запись на пластинках, только потом выходит релиз на других площадках (стриминговые сервисы и т. д.)".
Именно этот фактор, по мнению генерального директора магазина виниловых пластинок Imagine Club Юлии Виноградовой, в значительной степени повлиял на то, что аудитория винила заметно молодеет: "Ещё 5–7 лет назад основными нашими покупателями были люди 40–60 лет, а теперь всё в корне поменялось — к нам приходят люди, которым от 20 до 40 лет. Они покупают меньше, но чаще". Кроме того, она также подчеркивает важность расположения магазинов в основном в центральных районах города. Для привлечения дополнительного покупательского трафика владельцы магазинов нередко устраивают в выходные дни разнообразные "виниловые маркеты" — тематические распродажи, которые пользуются большой популярностью.
Директор магазина "Диез" Денис Бердиков рассказывает, что у них, наоборот, в этом году пластинок было продано чуть меньше, чем в прошлом, а вот на проигрыватели спрос вырос. Однако он подчёркивает, что сейчас меломаны выбирают более бюджетные модели. Заодно Бердиков отмечает, что сильно упали и продажи CD–дисков. Но, по его мнению, это может быть связано с ограничениями работы из–за коронавируса, которые действовали как для магазина, так и для поставщиков. "Если бы не пандемия, я уверен, продажи виниловых пластинок выросли бы приблизительно на 30% (в прошлом году прирост составил 50%), а CD–диски не упали бы на 20%, как это произошло в итоге", — говорит он.
Однако в Северной столице наблюдается естественное падение интереса к компакт–дискам, так как жители города предпочитают слушать музыку на потоковых сервисах. По словам Бердикова, ещё несколько лет назад продажи винила в количественном выражении составляли 12% от общих продаж, в прошлом году показатель составил 16%, а в 2020–м — уже 18%.
"Так что можно констатировать, что винил продолжает набирать популярность, а CD–диски становятся больше предметом интереса коллекционеров", — констатирует директор "Диеза".