Стоит ли понимать опалу уличных музыкантов как борьбу с образом неформальной столицы неофициальной культуры.
Весь сентябрь в Петербурге полицейские гоняли уличных музыкантов. Город отчего–то решил бороться с привычным саундтреком и ландшафтом своего центра. Ваш покорный обозреватель размышляет о том, что происходит и почему это происходит именно так.
Первая публикация в инстаграме с хештегом #СохраниСтрит — это флешмоб в поддержку артистов — смотрится как идеальный клип: юноша бьёт по гитарным струнам и кричит строчку из "Панельки" Хаски: "Еду по России, не доеду до конца", в кадр входят трое полицейских и быстро сворачивают выступление — надо полагать, доехал. Конечная станция — управление МВД. Этой осенью подобные задержания происходили каждый день. Полиция боролась с самопровозглашёнными артистами, конфисковывала у них оборудование, составляла протоколы о самоуправстве и захватах земельных участков. В МВД свои действия объясняли жалобами от жителей — дескать, работаем в интересах горожан.
Снова в хронике всплыла фамилия депутата Четырбока — главного "борца" за тихий центр Петербурга. После попытки отрегулировать барную культуру он взялся за культуру уличной музыки. Согласно новому законопроекту парламентария, уже принятому в первом чтении, петь можно будет только в специально отведённых для этого местах и в согласованное время. Согласованные, надо полагать, песни.
Ладно, я тоже, признаться, подустал от композиции "Выхода нет", особенно спетой мимо нот. Мне тоже не нравятся футболки "В Питере — пить", да и вообще не нравится, когда Петербург называют Питером. К Невскому проспекту я отношусь примерно так же, как парижане к Шанз–Элизе, а барселонцы к улице Рамбла — без особой надобности не захожу, на Рубинштейна появляюсь, только если оттуда требуется забрать какого–нибудь дружественного загулявшего москвича, а на Думской — если пора спасать такого же дружественного и загулявшего интуриста. Но то я. А москвичи и интуристы — счастливы.
Теперь, очевидно, гости города, приезжающие сюда именно за образом неформальной столицы неофициальной культуры, нам больше не важны — строим Петербург для петербуржцев. Допустим. Давайте только уточним, какими средствами. Активистами НОДа на Малой Конюшенной? Они, видимо, никому не мешают? Уничтожением городских театров, изгнанием в столицу лучших режиссёров и лишением финансирования всех негосударственных трупп? Сносом "нашего Колизея" СКК и строительством на его месте самого большого в мире пластмассового ледового дворца? Расширением территории за счёт депрессивных новых районов без единого центра притяжения? Сломом "небесной линии" четырёхсотметровыми башнями?
Ох, может быть, не зря всё–таки вам поют "Выхода нет" на каждом перекрёстке…Вы, господа парламентарии, повторяете как мантру это своё "в связи с многочисленными жалобами горожан", но неужели не понимаете, что нас, этих горожан, 5 миллионов и жалобы у нас разные? Начнёте выполнять — тоже взвоете с гитарой в подземном переходе. Хотя начнёте ли? Помню, например, как мы пожаловались на перекрытие улиц во время визита (тоже, кстати, вполне себе местного жителя, просто в отлучке) Дмитрия Медведева. У нас действительно тогда были "жалобы", а вы тогда в ответ сказали, что мы "жлобы". Разница всего в одной букве, но путаемся, похоже, до сих пор.