Прошлая неделя ознаменовалась новыми пиками на валютном рынке: курс доллара на Московской бирже подскакивал почти до 80 рублей, евро — до 93,3.
К концу недели валюты весьма резво откатились от максимумов, но многие владельцы рублёвых накоплений успели испугаться, а валютных — порадоваться. Знаковым днём для валютных спекулянтов стал вторник, 29 сентября.
Полицейский разворот
Накануне доллар расчётами "завтра" на Московской бирже преодолел вверх отметку 79 рублей и завершил торги на уровне 79,08. Следующей очевидной целью была "круглая" вершина 80. Она отнюдь не выглядела недостижимой: во второй половине марта текущего года зелёная валюта не раз перескакивала этот барьер и даже тестировала 82.
Правда, в начале лета её курс опускался почти до 68 рублей, но с тех пор доллар начал восхождение и за неполных 4 месяца приблизился к мартовским вершинам (см. график).
Судя по динамике первых двух торговых часов вторника, амбиции игроков на повышение были неслабыми. Но их противники оказались сильнее: курс американской валюты был остановлен буквально в двух шагах от заветного рубежа, на отметке 79,975 рубля. Затем последовало отступление и закрытие дня даже чуть ниже, чем в понедельник, на уровне 79,0775.
Подобная картинка нарисовалась и на графике курса евро расчётами "завтра". Незадолго до полудня 29 сентября котировки взлетели до 93,32 рубля, а потом откатились вниз. В четверг, 1 октября, обе валюты подешевели по сравнению с достигнутыми максимумами почти на 3 рубля, до 77 рублей и 90,53 рубля соответственно. Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер", назвал манёвр рубля "полицейским разворотом". К вечеру пятницы доллар торговался около 78,5 рубля, евро — в районе 92 рублей.
Как всегда, резкое изменение тренда вызвало множество версий. Некоторые из известных биржевых экспертов предположили, что в ловушку попались игроки с большими спекулятивными позициями в рубле против доллара. Их просто "вынесли на стопы", вынудив закрыть позиции с убытками выше отметки 79 рублей за доллар. Другая версия — выход крупного иностранного инвестора из российских активов.
Разворот рубля к укреплению случился после сообщения Банка России о том, что в рамках сделки по продаже контрольного пакета акций Сбербанка государству в период с 1 октября до 30 декабря 2020 года он дополнительно продаст валюту на 185,4 млрд рублей, или около 2,9 млрд в день. "На текущий момент в рамках бюджетного правила Минфин и ЦБ РФ продают валюту на сумму около 2,5 млрд рублей в день. Вероятно, что в октябре этот объём увеличится, так как средняя цена нефти в сентябре была ниже, чем в августе. Таким образом, у рубля появляются реальные факторы поддержки", — полагает Андрей Кочетков.
Минфин РФ в октябре увеличит объём операций по продаже валюты на рынке до 100–110 млрд рублей после 54 млрд рублей в сентябре. Вдобавок госкомпании начнут сокращать валютные активы, так как правительство предписало госкомпаниям–экспортёрам ограничить объём чистых валютных активов на счетах уровнем не выше, чем на 1 октября 2018 года. В общем, по сторонникам слабого рубля бабахнули одновременно из нескольких стволов, так что им ничего не оставалось, кроме как прислушаться к предупредительным выстрелам.
Скопление рисков
Игра на ослабление рубля поддерживалась плотным новостным потоком. Против российской валюты работали такие факторы, как угроза санкций из–за возможной силовой поддержки Россией президента Белоруссии Александра Лукашенко, вероятные антироссийские санкции из–за скандала с Алексеем Навальным, предполагаемое вмешательство России в военный конфликт Армении и Азербайджана из–за Нагорного Карабаха. Однако наряду с рублём в сентябре теряли стоимость по отношению к доллару валюты таких стран, как Бразилия, Мексика, ЮАР, которые с перечисленными событиями никак не связаны. Разве что Турция, чья лира в последние недели не раз обновляла исторические минимумы по отношению к американской валюте, активно поддерживает одну из сторон карабахского столкновения.
К геополитической угрозе для рубля относится и лидерство Джо Байдена в президентской гонке в США. Это вызывает опасения, что после выборов позиция США по отношению к РФ ужесточится, пойдут разговоры о новых санкциях и т. д.
Большинство этих факторов остаются в силе, в пятницу к ним добавился ещё один: стало известно о заболевании президента США Дональда Трампа коронавирусом, что вызвало снижение фондовых индексов и котировок нефти.
"Сейчас мы имеем негативный для рубля микс фундаментальных, технических и геополитических факторов, — отмечает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК “Регион”. — Торговый баланс остаётся довольно слабым, что повышает чувствительность рубля к перетоку капитала. В частности, в сентябре по сравнению с июлем и августом кратно выросли объёмы корпоративных платежей по внешнему долгу: приобретение валюты для этих операций усилило давление на рубль. События в Белоруссии, Нагорном Карабахе, обсуждение санкций создало благодатную почву для ослабления рубля вкупе с общим неприятием риска на глобальных рынках. Тем не менее я полагаю, что падение рубля приближается к разворотной точке. 5–10% до конца года рублю отыграть вполне по силам".
“
Экономических причин для падения рубля к доллару до 80 сейчас нет. Цены на нефть в районе $40 за баррель, макроэкономическая картина в мире вполне стабильна, особенно в Китае. В основном рубль снижается под влиянием различных геополитических факторов. Для разворота тенденции нужно снижение перечисленных рисков или сигнал от Банка России. Сигнал мы получили. ЦБ заявил о дополнительных продажах валюты в октябре–декабре. Это сделано как раз в тот момент, когда пара доллар — рубль приближалась к уровню 80. Тем самым Центробанк даёт сигнал рынку, что выше 80 идти нежелательно, возможны дополнительные действия по стабилизации ситуации на валютном рынке. Поэтому мы и наблюдали откат. Не исключаю, что военная обстановка на Кавказе снова вызовет давление на рубль и доллар может выйти за уровень 80, но долго там не задержится. К концу года рубль вернётся в более комфортный коридор 73–75.
Олег Богданов
ведущий аналитик QBF
“
На формирование валютного курса влияет множество факторов не только экономического, но и политического, а иногда и психологического характера. В конце сентября 2020 года это видно особенно ярко. Рубль под давлением негативных ожиданий. Не будь их, вполне логично было бы ожидать курса 67–69 рублей за доллар США. Но история не знает сослагательного наклонения. Одновременно произошло два негативных события: усиление заболеваемости коронавирусом и рост риска усиления санкций. Сочетание дефицита федерального бюджета с ростом негативных ожиданий и вызвало ослабление рубля. Для укрепления необходимо либо сильное снижение внешнего негатива (что пока крайне маловероятно), либо продажа валюты из резервов (что вполне может быть, интрига — в объёмах). Но до тех пор, пока слабый рубль не разгоняет инфляцию сильно выше цели (4%), ждать активной поддержки не стоит. Сохранность резервов явно приоритетнее поддержки рубля.
Сергей Хестанов
Советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер"