Вторая волна коронавируса, накрывшая страну, пока не вызвала такой же паники среди населения, как весной. Об этом свидетельствуют полки магазинов, на которых свободно лежат товары первой необходимости. Есть в том числе и гречка, и туалетная бумага. "ДП" выяснил, чем сложившаяся сейчас ситуация отличается от ажиотажа, возникшего полгода назад.
Кривая заболеваемости коронавирусом накануне вплотную подошла к рекордному показателю этого года. Число заразившихся составило 11 615 человек. Наибольший показатель — 11 656 заболевших — был зафиксирован в мае. В Петербурге 30 сентября был поставлен рекорд по числу активных больных COVID-19 — 10997 человек.
В Москве уже начали вводить новые карантинные меры: продлили школьные каникулы, заблокировали социальные проездные. При этом столичные власти практически открытым текстом говорят, что готовы усиливать ограничения. В Петербурге пока лишь ужесточили контроль за масочно-перчаточным режимом в общественном транспорте. Кроме того, губернатор города Александр Беглов призвал лиц старше 65 лет вновь уйти на самоизоляцию, а работодателей — перевести сотрудников на удалёнку. Однако ранее Петербург нередко действовал с оглядкой на Москву.
На этом фоне в петербургских магазинах отнюдь не наблюдается такого ажиотажа, который был в конце марта — начале апреля. Тогда жители активно скупали товары первой необходимости и, к примеру, гречка пропала с полок на две недели.
"Буквально вчера мы этот вопрос исследовали, — рассказала dp.ru председатель комитета по торговле Петербургской Торгово-промышленной палаты Ольга Волкова. — Ажиотажа на товары первой необходимости не наблюдается. Пока, слава богу, все спокойно. И мы, конечно же, будем продолжать призывать жителей Санкт-Петербурга сохранять спокойствие. Товаров достаточно. Наши поставщики и распределительные центры работают в штатном режиме. Ажиотажный спрос значительной усложняет работу торговым организациям, а объективных причин для повышенного спроса сейчас нет. И надеюсь, что их не будет и в будущем. Мы это не прогнозируем".
Отсутствие ажиотажа подтвердили в компаниях X5 и "Лента". В последней отметили, что готовы к такому развитию событий. "Мы еще в марте создали достаточный запас товаров первой необходимости, наиболее востребованных в период первого всплеска. Он сохраняется, мы его поддерживаем и считаем, что недостатка товаров не будет", — сказали в "Ленте".
Заместитель директора Петербургского филиала Высшей школы экономики социолог Даниил Александров указывает на то, что ситуация весной значительно отличалась от нынешней.
"Ажиотаж был связан не с эпидемией вируса, ажиотаж был связан с тем, что эпидемия приведет к какому-то коллапсу жизни, — рассказывает Даниил Александров. — Вначале никто не знал, какой интенсивности будет эпидемия, какая будет смертность. Было непонятно, можно ли ходить в магазин. Боялись коллапса социальной инфраструктуры городов. Многие люди уезжали за город, запасаясь продуктами, потому что они просто опасались, что будет "зомби-апокалипсис". Этого не произошло. Страна с этим справилась. И теперь понятно, что можно ходить в магазины. Я не думаю, что реакцией на вторую волну будет такая паника".