Разговоры о противостоянии Смольного и Мариинского в вопросах внутренней политики идут давно, чуть утихая и вновь разгораясь к предвыборным сезонам. Сейчас, в преддверии электоральной кампании в Законодательное собрание и Государственную думу, ему (противостоянию) и им (разговорам) самое время всполыхнуть с новой силой.
При этом всегда интересно, чего в данном конфликте больше: реальной составляющей или желания журналистского и экспертного сообщества найти хоть какую–то интригу в сонной политической жизни Северной столицы.
Конечно, каждый конфликт бывает персонифицирован. Особенно ярко это проявлялось в ситуации, когда внутренней политикой исполнительной власти руководил Александр Говорунов, а позже — Константин Серов. Давнее противостояние последнего с Вячеславом Макаровым (ещё со времён борьбы за лидерство в региональном отделении "Единой России") ни для кого не было секретом. Но и тогда далеко не весь Смольный как единая хоккейная команда сражался на ледовой арене (хотя именно в те годы СКА был безоговорочным лидером чемпионата КХЛ). Сейчас такого застарелого антагонизма нет. Однако… И вот тут возникают новые образы современности.
Первый из них достаточно простой. Каждый центр силы будет претендовать на свою роль в формировании предвыборных списков. Прежде всего это касается "Единой России", но и другие системные политические игроки в данном случае не сбрасываются со счетов. Традиционно в вышестоящие инстанции в Кремле поступают различные списки со многими кандидатурами на потенциальные должности, в том числе и депутатские. Вопрос — у кого лоббистских возможностей больше, чьих кандидатов утвердят, а чьих откинут.
Казалось бы, стандартная процедура, но вот тут–то и есть нюанс современной жизни. В стране продолжается поиск оптимального сценария транзита верховной власти. Обнуление президентских сроков и пандемия коронавируса сместили данную тему с верхней строчки повестки дня, но она никуда не исчезла.
И основная развилка в принятии решения здесь — это выбор между двумя сценариями. Или консервативно–охранительный — всё зажать и ничего не менять, работать в привычном пространстве с понятными игроками. Или модернизационно–динамичный — пустить в политическую жизнь новые силы, более адекватные современным вызовам. Первый, соответственно, — это сценарий максимального сохранения доминирования "Единой России", а в ней — кадров старого медведевского призыва. Это игра в усиление роли Дмитрия Анатольевича и возвращение его в статус наиболее вероятного преемника. Такой расклад и для будущих кандидатов от ЕР, и для других партий подразумевает консервацию основного костяка единороссовского депутатского корпуса как в ЗакСе, так и в Госдуме и не предполагает серьёзных изменений в списках партий думского консенсуса, а также появление в Петербурге в активной роли партий "Новые люди", "За жизнь" и пр.
Модернизационный же сценарий обещает появление новых лиц в политике как на федеральном уровне, так и в регионах — это более тесная игра с блоком внутренней политики администрации президента. Его реализация — это принципиально новый состав депутатского корпуса от партии власти в ЗакСе и Думе и новый формат оппозиции, где возможность заявить о себе будет не только у традиционной тройки проверенных старожилов, но и у молодых команд, успешно заявивших о себе на последних выборах в регионах.
Первый сценарий вполне естественно ассоциируется в нашем городе с Мариинским дворцом. Спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову сохранение status quo сегодня выгодно как никогда. И с точки зрения его федеральных контактов, и с точки зрения позиционирования на берегах Невы.
Как это, может быть, ни удивительно, но второй сценарий в этом раскладе может быть поддержан как раз Смольным и с точки зрения контактов в Кремле, и для обретения возможности формирования своего расклада сил в Петербурге. То есть в текущем сезоне речь может идти не о личных амбициях или чьём–то персональном антагонизме, а о принципиальной игре за карту будущего страны.
То, чего многие так давно ждали. Большая политика стучится в наши двери! Но бойтесь ваших желаний, они иногда сбываются.