Чтобы обсудить с дочкой министра обороны будущее фортов, Смольный ангажировал театр.
В золочёном зале Михайловского театра в первый раз после карантина и, видимо, аккурат накануне следующего собрался Совет по культурному наследию, причём на высшем уровне: с участием градоначальника.
Президиум в масках расположился на сцене, Царская ложа была пуста. В следующей по рангу ложе А, прямо у сцены, — архитектор Никита Явейн (видимо, чтобы быстрее на неё подняться, когда придёт черёд выступать). В похожем лаундже напротив стояла у ограждения секретарь Совета по наследию Ксения Черепанова. Оттуда ей удобно было подсчитывать голоса, не прибегая к помощи театрального бинокля. В ложах попроще — журналисты, чиновники и прочие разночинцы. В партере совсем малолюдно, как на дневном сеансе в кино. Его весь отвели для членов Совета по наследию. Орган этот невелик, а некоторые ещё и приболели. "Коллеги, у нас не все смогли прийти. Вы понимаете, по каким причинам", — многозначительно посмотрел в зал глава КГИОП Сергей Макаров.
Как писал летом "ДП" (см. № 99 от 29.07.2020), аффилированный с "Газпромом" Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры планировал вынести осенью на Совет по наследию свой проект строительства колокольни Смольного монастыря, а чиновники готовы были его обсудить. Однако вместо него советникам предложили обдумать реконструкцию фортов Кронштадта, совместный проект Минобороны и пула инвесторов, единственный неанонимный из которых — Олег Дерипаска.
Это не конфликтная (хотя ещё предстоит решить вопрос, что лучше для доставки туристов на укрепления — канатная дорога или катера на воздушной подушке), но важная для Смольного тема, так что рецензентом был Михаил Пиотровский. К тому же в некотором роде злободневная: на Чумном форте, где в начале XX века готовили противочумную сыворотку, хотят создать экспозицию, посвящённую коронавирусу. Об организации в этой крепости лабораторий по исследованию новой коварной болезни речь, впрочем, не шла.
Слушая совет вполуха, глава КГИОП Сергей Макаров в красной маске и представитель заказчика Ксения Шойгу в чёрной (со звездой — эмблемой Армии России) склонились друг к другу и вели важные обсуждения шёпотом. Вместе они словно образовывали иллюстрацию к обложке знаменитого романа Стендаля.
Конфликтная же тема — с колокольней — застряла где–то по дороге. Фонд до сих пор не предоставил в КГИОП материалы для обсуждения (так, по крайней мере, говорят в комитете). А учитывая, что советы по наследию проходят редко, дело откладывается на неопределённый срок. Кроме того, в широкую кампанию с рекламой колокольни на автобусах и на школьных дневниках не удалось включить значимые фигуры. В частности, нет поддержки лидеров архитектурного сообщества. "По–моему, колокольня — это такой бред, что если её и вынесут, то не скоро", — поделился мнением сидевший в ложе его представитель.
Один из немногих открытых сторонников доделки Растрелли в рядах этого сообщества — Рафаэль Даянов, признававшийся, что был бы рад реализовать этот проект.
Но на Совет по наследию, членом которого Даянов является, он не пришёл.
"Проект воссоздания колокольни Смольного монастыря планируется вынести на рассмотрение Совета по культурному наследию до конца года. В настоящее время идёт подготовка историко–культурного обоснования и другой документации", — сообщила "ДП" пресс–секретарь фонда Александра Конфисахор.
Спустя пару часов несколько членов совета (Александр Кононов, Михаил Мильчик, Борис Кириков и Маргарита Штиглиц) провели пресс–конференцию, чтобы заявить о недопустимости (на их взгляд) строительства колокольни Смольного собора.
Подходящим для неё местом был бы, в частности, предложенный "ДП" вариант размещения рядом с Нововоронцовским дворцом на Мебельной ул., сказали спикеры. То есть около уже существующей реплики Растрелли 2014 года постройки. Там можно создать кластер Растрелли или тематический парк XVIII века (неподалеку, кстати, есть корабль "Полтава", планируется памятник Петру I возле "Лахта Центра").