В нижней палате российского парламента вновь обсуждается инициатива о запрете розничной продажи алкогольной продукции в пластиковой таре объёмом более 0,5 л. Законопроект был внесён ещё в апреле 2018 года по инициативе сразу 16 думцев–единороссов и одного сенатора — Валерия Рязанского.
В пояснительной записке они сетовали, что "ценовая доступность пива в полимерной таре большого объёма способствует алкоголизации населения, в первую очередь молодёжи, с последующим переходом на потребление более крепких напитков". "Очевидно, что пиво в другой, непластиковой таре станет менее привлекательно для подростков, которые сегодня за одни и те же деньги могут купить одинаковый объём газировки в стекле или низкопробного пива, разливаемого в полимерную тару", — отмечали авторы законопроекта.
Официальный отзыв правительства на документ оказался отрицательным. "Реализация предлагаемой меры приведёт к росту цен на пивоваренную продукцию и, соответственно, смещению потребления в сторону более крепких алкогольных напитков, а также замещению легальной алкогольной продукции более дешёвым контрафактным и нелегальным алкоголем", — говорится, в частности, в заключении кабмина.
Тем не менее законопроект, о котором многие забыли, включён в план работы Госдумы на октябрь. По мнению экспертов, при рассмотрении в первом чтении он будет, скорее всего, отклонён. По крайней мере за отклонение высказался помимо правительства профильный думский комитет — по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Читайте также:
Нефть
Минфин поднимает нефть с помощью пива
В дополнение к аргументам кабмина он в своём заключении напоминает, что в 2016 году был введён запрет на производство алкогольной продукции в полимерной таре объёмом более 1,5 л. Это потребовало переоснащения технологического оборудования предприятий пивоваренной отрасли. "Введение новых ограничений… повлечёт также значительные финансовые затраты, направленные на переоборудование и замену линий разлива, что неизбежно приведёт к закрытию большого количества средних и малых предприятий пивоваренной отрасли", — подчёркивается в заключении.
Прощупывают почву
У председателя совета Союза российских пивоваров Даниила Бримана три версии того, почему законопроект спустя 2,5 года оказался реанимирован. Это, по его мнению, могло произойти из–за желания отдельных инициаторов привлечь к себе внимание, лоббирования интересов производителей конкретных видов упаковки или алкоголя. Однако эксперт больше склоняется к первому варианту. Он полагает, что таким образом с помощью законопроекта его авторы напомнят о себе и заодно "прощупают почву".
"Умеренное потребление алкоголя формируется не за счёт подобных ограничений. Объём упаковки в этом смысле практически не имеет значения", — отмечает Даниил Бриман.
По его словам, если провести аналогию между пивом и крепкими напитками, то, следуя логике инициаторов законопроекта, водку нужно продавать в пузырьках. По словам Бримана, крепкий алкоголь продолжают продавать в литровых и даже трёхлитровых ёмкостях, однако это не вызывает возмущения у депутатов.
Налейте покрепче
Как сообщила "ДП" старший директор по корпоративным коммуникациям региона Восточная Европа компании "Балтика" Надежда Овсянникова, запрет ПЭТ–тары для пива сместит предпочтения потребителей в сторону более доступных по цене крепких напитков, в том числе суррогатных, что усугубит ситуацию с контрафактной продукцией на алкогольном рынке.
Она считает, что помимо негативных экономических последствий законопроект не будет способствовать выполнению заявленной авторами инициативы цели — снижению алкоголизации населения. В качестве аргумента Надежда Овсянникова приводит выводы экспертов Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. Они утверждают, что законодательные ограничения производства и оборота пива не сказались положительно на здоровье россиян, а экономике нанесли вред. "Самое значительное снижение смертности, связанной с алкоголем, в период между 2003 и 2007 годами наблюдается, когда потребление крепкого алкоголя сократилось в пользу потребления пива", — резюмирует она.
Дорогая инициатива
Ограничение объёма ПЭТ–тары до 0,5 л фактически рассматривается пивоваренной отраслью как полный запрет на использование пластика.
В результате произойдёт неизбежное удорожание пивоваренной продукции. По словам Кирилла Болматова, директора по корпоративным вопросам Heineken в России, стоимость пива в пластиковой таре ниже, чем в стекле и алюминии. "Наша основная задача как производителей — предоставить потребителю выбор. Сегодня он достаточно разнообразен: на полке не только представлено пиво разных вкусов и сортов, но и стоимость готовой продукции разная", — комментирует он.
При этом спрос со стороны российского потребителя на экономичный сегмент тары не ослабевает. По данным Heineken, доля пива в ПЭТ в портфеле российских производителей составляет 30–50%.
Разговор с бизнесом
По мнению Даниила Бримана, самым эффективным способом регулирования правильного позиционирования пива на рынке является введение минимальной розничной цены. Он отмечает, что сейчас на прилавках можно встретить пиво от крупных транснациональных компаний, которое продаётся по цене ниже уровня обычной питьевой воды. А ведь она лишь один из компонентов пива.
В любом случае, по словам Даниила Бримана, подобные инициативы должны обсуждаться с производителями.