Федеральное правительство дало положительное заключение (есть в распоряжении "ДП") на проект закона о поправках в 78–ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс, которые существенно увеличат объёмы продаж объектов культурного наследия.
"Сейчас 73–ФЗ “Об объектах культурного наследия” предусматривает возможность приобретения памятников исключительно на конкурсе с инвестиционными условиями. Все участники соглашаются на эти условия и торгуются по цене. До середины прошлого года это были классические торги, с молотком, сейчас — электронные, — рассказывает генеральный директор АО “Российский аукционный дом” Андрей Степаненко. — Но при реализации этой нормы столкнулись с двумя проблемами. Во–первых, из–за отсутствия привязки к Земельному кодексу под зданием нельзя было продать участок, он переходил только в аренду. Во–вторых, возникли проблемы с Минкультом и региональными комитетами по охране памятников, которые могут прописать инвестиционные условия только для руинированных зданий, требующих существенной реставрации. По объектам в удовлетворительном состоянии конкурс невозможен".
Внесённый председателем комитета Совета федерации по экономической политике Андреем Кутеповым законопроект предполагает разрешить продажу памятников и на конкурсах, и на аукционах — в зависимости от состояния. "Объект, проданный новому собственнику в удовлетворительном состоянии, всегда будет сопровождать охранное обязательство, что не повлечёт снижения уровня правовой охраны", — комментирует Андрей Кутепов. По тем, что находятся в неудовлетворительном состоянии, предлагается включить в условия конкурса и договор купли–продажи обязательства по банковской гарантии (не менее 35% от объёма стоимости работ по сохранению), что позволит подтвердить платёжеспособность нового владельца.
Решение по земельному вопросу: на аукционе участок будут продавать в собственность, а на конкурсе — в аренду с правом выкупа после выполнения условий.
Сами конкурсы с точки зрения получения доходов казны менее эффективны, чем аукционы, отмечают разработчики. "Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками конкурса открыто в ходе проведения торгов, при этом одно лицо имеет право подать только одну заявку, а также заявить одно предложение о цене. То есть участники изначально находятся в неравных условиях. Победителем всегда будет являться участник, подающий предложения последним, при этом разница в размере предложения по цене будет являться минимальной, поскольку в отличие от аукциона федеральный закон не предусматривает установления шага торгов в этом случае", — поясняет Андрей Кутепов.
Отдельно в документе прописана возможность приватизации арендуемых малым и средним бизнесом зданий–памятников и помещений в них. С 2009 года их выкупали в общем порядке, как и другую недвижимость, однако в 2018 году Верховный суд прекратил эту практику, сославшись на то, что объекты культурного наследия можно продавать только на конкурсах. С тех пор были разработаны три законопроекта, имеющих целью легализовать такую приватизацию (включая подготовленный Законодательным собранием Петербурга). Однако по всем были выданы отрицательные заключения.
Передача объектов культурного наследия частным организациям является общемировой практикой, обеспечивающей сохранение, поддержание, восстановление памятников, привлечение туристов, поддержание мирового туристического интереса к региону, освобождение бюджета региона от соответствующих расходов, написано в пояснительной записке к документу.
Отметим, что за время действия запрета Верховного суда в Петербурге были поставлены на паузу десятки сделок по памятникам, сданным в аренду малому и среднему бизнесу. Ссылаясь на невозможность продажи, Смольному удалось сохранить в собственности здание Кузнечного рынка и портика Руска, арендаторы которых оспаривали отказ в выкупе в судах.