Президент России Владимир Путин 14 октября внёс в Государственную думу проект федерального закона "О Государственном совете Российской Федерации". Ему присвоен номер № 1036217–7, и теперь он начал свою жизнь в нижней палате.
Жизнь достаточно бурную. За один день законопроект побывал для начала у председателя нижней палаты парламента. Потом был им (председателем) направлен в профильный комитет Госдумы по госстроительству и законодательству, получил его (комитета) одобрение и решение о пересылке в Совет Думы, а также заработал положительную оценку правового управления. Нет сомнений, что все положенные процедуры оперативно окажутся пройденными и начнётся публичное обсуждение, а также и принятие законопроекта в первом, втором и третьем чтениях. Судя по всему, содержание к этому времени не изменится. Вряд ли найдутся специалисты, готовые в бюрократической тиши править предложения президента. Так что сразу уже можно рассмотреть законопроект по существу.
Что важно отметить. Так как о новом органе власти говорили ещё с января, предрекая ему чуть ли не революционные функции в изменении баланса сил российской политической системы, нужно непременно обозначить, чего же в результате не оказалось в представленных предложениях.
Госсовет оказывается вовсе не самостоятельным органом госвласти, а лишь дополняет собой возможности администрации президента, окончательно забирая под неё от Совета федерации функцию согласования основ федеральной политики с руководителями регионов. Верхняя палата парламента всё больше и больше перестаёт быть представительством субъектов на федеральном уровне, становясь местом сбора политических пенсионеров разных мастей. То есть долгой безупречной службой или особыми заслугами можно заработать себе право заседать в Совфеде, как почётное пэрство в палате лордов Великобритании. В этой части предложенный формат Госсовета можно, кстати, рассматривать как усиление Кириенко и Вайно и ослабление Турчака и Матвиенко.
В законопроекте указано, что организационное обеспечение деятельности Государственного совета осуществляет администрация президента РФ, а деятельность Госсовета финансируется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета. При этом в пояснительной записке говорится, что принятие закона не потребует дополнительных этих самых бюджетных ассигнований. То есть Госсовет будет на полном обеспечении администрации президента.
В законопроекте не сказано ни слова об отдельном аппарате Госсовета, а также о месте проведения его заседаний. Получается, что речь о переезде нового органа власти в Петербург не идёт. По крайней мере пока. И это тоже важно.
Госсовет вообще не называется органом государственной власти. В формулировке он обозначен как конституционный государственный орган, формируемый президентом России. И весь функционал его определяется подготовкой предложений президенту и содействием президенту, хотя при этом он наделяется правом законодательной инициативы, а также возможностью принятия решения о целесообразности разработки документов стратегического планирования Российской Федерации. Это, видимо, на тот случай, когда президенту будет выгоднее отправить в Государственную думу или в правительство документ не от себя лично, а от имени Госсовета.
Весной шли разговоры, что руководить обновлённым органом сможет не обязательно президент по статусу, но и, возможно, какое–то другое лицо. Нет, этого не будет. Председателем Совета однозначно является президент. Ни о каком запасном аэродроме, о возможном месте перехода центра силы после транзита власти речь больше не идёт. Иногда в таких случаях можно услышать фразу: "Гора родила мышь"… Но вот вопрос — а была ли это изначально гора? Или всем только показалось, что весенние разговоры вокруг Госсовета — это нечто чуть ли не революционное?
Одна интрига, однако, всё же имеется. В законопроекте есть упоминание о должности секретаря Государственного совета, которого назначает глава государства из числа членов самого Госсовета, которых, в свою очередь (кроме тех, кому положено в нём быть по закону), опять же назначает президент.
Под кого готовится это место? Ужель не Дмитрий ли Анатольевич Медведев может его занять, вернувшись в круг первых лиц российской политики из временной отлучки, где он пережидает время, пока страна проходит коронавирусные катаклизмы?
Или кто–то другой? Вот и новый ход, и новый вопрос в игре на поиск преемника.