Минула первая учебная четверть, дети вышли на каникулы. В связи с увеличением количества заболевших существует очевидный риск, что вакации продлятся намного дольше запланированного.
"Ситуация неопределённости была вплоть до начала сентября. А когда школы вернулись к работе в очном режиме, каждую неделю родители опасались, что школы обратно перейдут на обучение с применением дистанционных образовательных технологий", — констатирует Иван Ананченко, руководитель подразделения Line–2 британской школы "Аспект".
Подобный конфликт между родителями и педагогами ярче выражен в государственных школах, в частных ситуация спокойнее. Более того, спрос на услуги частных школ даже увеличивается. По словам экспертов, рост составил 20–30%. Те родители и дети, которые и без карантина сталкивались с проблемами в обычных школах, только укрепились в мысли, что им пора пересмотреть свои приоритеты.
"Увеличение спроса связано с тем, что большинство государственных школ оказалось не готово к полноценному дистанционному образовательному процессу. Он проходил в асинхронном режиме и зачастую сводился к заполнению электронных дневников, рассылке заданий и проверке их выполнения. Этого сейчас и боятся родители", — говорит Дина Данилова, руководитель подразделения Krestovsky британской школы "Аспект".
"Количество заявок на поступление начало расти ещё весной, летом желающих прибавилось. Некоторые родители рассмотрели перспективу обучаться только на домашнем обучении в режиме онлайн, в сентябре они не пришли в школы. Из–за этого многие частные школы ввели новую услугу с преподаванием на дистанционном режиме", — рассказывает Наталия Минина, соучредитель ЧОУ ПСО "Школа разговорных языков CLS".
В прошлом году российский рынок онлайн–образования достиг 50 млрд рублей (с львиной долей в Москве и Петербурге). По словам аналитиков, к концу 2020–го эти показатели могут увеличиться на 10–15 млрд рублей.
К новому учебному году школы готовились всё лето: были разработаны новые системы подхода к ученикам, к организации учебного процесса (увеличение педагогического состава, деление классов на дополнительные группы, введение института тьюторов), а также проработана техническая часть (закупка оборудования, тестирование онлайн–платформ). Траты при этом были незначительные. По словам опрошенных "ДП", в среднем по рынку на подготовку у школ ушло от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
"Частное образование более гибкое, способно намного быстрее реагировать на любые изменения. К digital signage мы готовились уже давно, пандемия только подтолкнула быстрее закончить наши планирования. Летом закупили с родителями планшеты, начали обучение педагогов", — говорит Елена Морозова, директор НОУ ЧШ "Взмах".
Образовательные программы были адаптированы для онлайн–обучения благодаря сочетанию общеклассных и индивидуальных уроков. "В настоящее время мы применяем дистанционные технологии для обучения отсутствующих на уроках в школе учеников. К примеру, детей, которые остаются дома или уезжают из города", — рассказывает Дина Данилова.
Несмотря на очевидные трудности, по прогнозам экспертов, в следующем году рынок продолжит стремительный рост. "Уже заметно, как вырос интерес инвесторов к частным школам. Я думаю, количество венчурных инвестиций будет увеличиваться, также вырастет и число новых игроков на рынке. Весь мир меняется, бизнес перестраивается. Частное образование вливается в эту волну", — считает Наталия Минина.