Порезанную весной дорожную часть АИП удастся подлатать, некоторые объекты получат даже больше, чем было. Своих денег Смольный на них не потратит.
Изначально доля комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в Адресной инвестиционной программе (АИП) на 2020 год составляла 25,9 млрд рублей. Пандемия сократила её до 17,9 млрд рублей, с дорожных проектов, в частности, срезали 4,2 млрд рублей. Сильнее всего пострадали дорогие и крупные объекты, по которым Смольный в этом году заключил контракты: строительство двух съездов к "Лахта Центру" (реконструкция Приморского шоссе, этап 2.2) стоимостью 3,6 млрд рублей, реконструкция Петрозаводского шоссе (2–й этап) за почти 4 млрд рублей и развязка на пересечении Московского шоссе и Дунайского пр. за 8,2 млрд рублей.
Счастье пришло
Проект постановления правительства Петербурга "О перераспределении объёмов работ, предусмотренных КРТИ, между объектами АИП на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов", проходящий сейчас антикоррупционную экспертизу, восполнит и преисполнит первоначальное финансирование этого года, однако не по всем объектам.
Так, на реконструкцию Петрозаводского шоссе в 2020 году весной предполагалось потратить 377,7 млн рублей. Секвестр сократил сумму до 83,2 млн рублей. После перераспределения внутри АИП АО "Буер", с которым заключён контракт, получит 534 млн рублей. Компания "АБЗ–Дорстрой" миллиардера Владимира Калинина (№ 187 в РМ "ДП"), которая строит съезды к "Лахта Центру", в этом году получит также больше, чем Смольный обещал в 2020 году: 538 млн вместо 530 млн рублей (после корректировки бюджета на этот объект оставляли только 86,3 млн рублей).
Второй этап обхода Красного Села, который делает "АБЗ–Дорстрой", в этом году всё равно недосчитается средств. Постановление правительства предусматривает увеличение лимита финансирования в 2020 году лишь на 100 млн рублей, то есть в итоге на объект выделят 453 млн рублей вместо доковидных 987,5 млн рублей.
На строительство 4–й очереди Софийской ул. по итогу перераспределения средств получится выделить 1,05 млрд рублей вместо первоначальных 800 млн рублей, а на строительство продолжения Варшавской ул. от наб. Обводного канала до Малой Митрофаньевской ул. — 230 млн рублей вместо 180 млн.
Добрая Москва
Увеличивать дорожную часть АИП за счёт собственных доходов Смольный не планирует. Возможность добавить на дороги появилась благодаря поступлению 1 млрд рублей на Лиговский путепровод из федерального бюджета. Это, а также экономия по ряду других объектов позволили перераспределить финансирование между разными объектами.
Например, более 20 млн рублей удалось сэкономить на реконструкции Оборонной ул. (2–й этап), более 36 млн рублей — на реконструкции Гореловского путепровода, более 16 млн рублей — на строительстве продолжения пр. Ветеранов от ул. Пионерстроя до пр. Будённого, более 107 млн рублей — на строительстве 1–го этапа и более 15 млн рублей — 3–го этапа Южно–Волхонской дороги.
Часть средств высвободится из–за невозможности выполнить работы в текущем году. Так, 100 млн рублей решено снять с 3–го этапа обхода Красного Села (путепровод на пересечении с ул. Свободы), поскольку проектная документация должна пройти повторную экспертизу.
Со строительства Южной ул. в Лахте с 2020 на 2021 год перенесут 60 млн рублей, поскольку АО "Интер РАО–Электрогенерация" не предоставило фронт работ, отмечается в проекте постановления. Весной КРТИ сообщал "ДП", что работы на Южной ул. приостановлены. К весне 2020 года было выполнено порядка 60% по проезжей части и тротуарам, к мосту подрядчик не приступал. В КРТИ поясняли, что завершение контракта перенесено на 2021–2022 годы (зависит от финансирования), поскольку из–за непредвиденных работ увеличилась предельная сметная стоимость строительства.
Деньги потом
Напомним, ранее КРТИ рассчитывал получить федеральную поддержку в 2020 году, чтобы профинансировать реконструкцию Петрозаводского и Приморского шоссе, а также строительство развязки Московское — Дунайский. Но деньги на эти объекты поступят только в 2021 и 2022 годах в размере 3,7 млрд и 3,4 млрд рублей соответственно. В 2020 году повезло только Лиговскому путепроводу, что было весьма неожиданно.
"Благодаря поддержке федеральными средствами появится возможность не только переключить движение на вновь построенный путепровод, но и в начале ноября приступить к демонтажу существующего (в полном объёме) и параллельно приступить к устройству буронабивных свай, устройству технологических площадок и укрупнительной сборке металлоконструкций", — прокомментировали "ДП" в СК "Орион плюс", достраивающей объект за компанией "Пилон".
До секвестра бюджета на Лиговский путепровод в АИП 2020 года было предусмотрено 1,4 млрд рублей, после — 1 млрд 170 млн рублей. Постановлением правительства Петербурга с объекта снимут 520 млн рублей, но после поступления федеральных средств лимит финансирования увеличится до 1,65 млрд рублей. К слову, как сообщил источник "ДП", пока этого миллиарда никто не видел, и никаких документов между заказчиком и подрядчиком о направлении этой суммы на объект не подписано.
Не все при делах
Однако не всех подрядчиков Смольный порадует под конец года. Финансирование развязки Московское — Дунайский, контракт на строительство которой заключен с АО "ПО “Возрождение”" миллиардера Игоря Букато (№ 171 в РМ "ДП"), практически не изменится и после перераспределения средств АИП. С первоначальных почти 853 млн рублей в 2020 году в ходе секвестра с объекта сняли более 800 млн рублей, постановление городского правительства добавит лишь 103,1 млн рублей. То есть суммарно будет всего 153,1 млн рублей.
Весной "Возрождение" призывало ЗакС Петербурга принять какие–то меры и намекало на решение вопроса через суд, поскольку подрядчика никто не ставил в известность о таком серьёзном сокращении финансирования. КРТИ парировал тем, что в проект необходимо внести ряд корректировок.
"Сейчас мы получили время на то, чтобы детально проработать все необходимые изменения и внести их в рабочую документацию", — комментировал тогда "ДП" председатель КРТИ Андрей Левакин.
К осени ситуация не изменилась. "Учитывая ход работ по государственному контракту, до конца 2020 года возможно выполнить работы по подготовке рабочей документации по переустройству инженерных сетей и путепроводной развязки, оплатить восстановительную стоимость за вырубку зелёных насаждений и приступить к устройству буронабивных свай опор путепровода", — прокомментировали в КРТИ.
В компании "Возрождение" от комментариев воздержались, отметив, что следят за развитием ситуации.
По мнению некоторых экспертов, городу данная развязка может казаться менее перспективной и первостепенно важной в сравнении с другими объектами. К тому же она очень дорогая, 8 млрд рублей. Тем более на фоне новостей, что Смольный задаётся вопросом, где взять 9 млрд рублей на первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД).
Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев и вовсе считает, что строительство новых развязок на въезд в город, включая Московское шоссе с Дунайским пр., — зря потраченные деньги.
"Пересечение Московского шоссе и Дунайского пр. окружено светофорами на расстоянии 100–500 м, кроме движения в сторону Пулковского шоссе, поэтому автомобили, быстро проехав пересечение, всё равно встанут в затор, который может стать только больше за счёт увеличения количества машин. Непонятно, за счёт чего сократится время проезда. Плохая экология от скопления автомобилей тоже просто переместится в другое место", — считает эксперт.