Сегодня в России стартуют продажи новой линейки гаджетов Apple. Несмотря на пессимизм экспертов, объём предзаказов уже бьёт рекорды прошлых лет.
Статистика показывает, что спрос на линейку iPhone 12 заметно выше, чем на сопоставимые модели прошлого года. По данным ведущего аналитика Минг–Чи Куо из TF International, в первые же 24 часа предзаказы по всему миру составили 1,7–2 млн устройств. Для сравнения: iPhone 11 в прошлом году не дотянул и до миллиона.
Российские ретейлеры открыли приём заявок на модели iPhone 12 и iPhone 12 Pro с 21 октября. Как сообщили "ДП" в пресс–службе группы "М.Видео — Эльдорадо", в Петербурге около 50% всех предзаказов пришлось на устройства синего цвета. При этом абсолютным лидером по популярности как в "М.Видео — Эльдорадо", так и в сети re:Store стала модель 12 Pro с объёмом памяти 256 Гб в цвете Pacific Blue.
Стоимость стандартной модели нового iPhone начинается с 79 990 рублей. iPhone 12 mini обойдётся в 69 990 рублей, iPhone 12 Pro — в 99 990 рублей. Ну а цена максимальной комплектации iPhone 12 Pro Max достигает 109 990 рублей. Немало, особенно в сравнении с флагманами Huawei и Xiaomi, имеющими практически тот же функционал.
Топ, да не тот
Большинство опрошенных "ДП" ретейлеров утверждают: рост спроса на продукцию Apple есть. Например, директор Северо–Западного филиала "МегаФон Ритейл" Михаил Сахнов сообщил, что продажи смартфонов Apple за 9 месяцев 2020 года выросли в сети "МегаФон Ритейл" в Санкт–Петербурге на 14% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Однако стоит особо отметить, что рост происходит в денежном выражении, а не в натуральном (по количеству проданных устройств).
Как сообщают МТС, iPhone 11 занимает первое место по продажам в деньгах, но в количественном выражении лишь входит в десятку наиболее покупаемых устройств. В "М.Видео" и "Эльдорадо" iPhone 11 является лидером на рынке в деньгах, но занимает шестое место в штучных продажах.
Петербург — второй после Москвы по количеству смартфонов от Apple на душу населения (у нас их выбирают 11% пользователей, в столице — 15%). При этом в унисон со всей Россией петербуржцы массово переходят на Android, сообщает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его данным, в 2015 году Apple занимала 15% российского рынка смартфонов, ещё год назад — 12%, сейчас же это только 9%.
"Видно, что они достаточно медленно сползают вниз. Характеристики новых моделей меняются не очень сильно год от года, при этом iPhone стоит на 25–30 тыс. дороже, как минимум, флагманского Samsung. А если брать Huawei или Xiaomi, то разница — 40–45 тыс., — объясняет эксперт. — При этом покупатель не теряет в возможностях. Всё больше людей отказываются от переплат за марку".
Очередь как ностальгия
Несмотря на вал предзаказов, легендарных очередей за новыми моделями уже не будет, считают эксперты. Тем более что некоторые магазины активно предлагают услугу доставки. "Я думаю, продажи будут хорошие, особенно учитывая, что сразу четыре модели вышли на рынок. Однако таких очередей, как это было несколько лет назад, ожидать не стоит", — предполагает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
Эльдар Муртазин, вспоминая обстоятельства прошлых лет, говорит: "Это искусственный ажиотаж. Когда выходили предыдущие модели, стояли очереди — трое суток, палатки, всё как обычно. А потом выяснилось, что там практически нет реальных покупателей. Люди стояли, просто чтобы продать место".
Тем не менее самые предприимчивые петербуржцы уже начали продавать места. Предложения на сайте Avito на момент написания текста доходили до 100 тыс. рублей за первые позиции в очереди. Цены заметно упали: в прошлом году стоимость первого–пятого места доходила до 500 тыс. рублей. Охотники за лёгкими деньгами предлагают и другую услугу — отстоять в очереди вместо покупателя за несколько десятков тысяч рублей.
Больше не трендсеттер
Неделей ранее состоялась презентация Apple. Своего рода показ мод в мире гаджетов. Главный "кутюрье" Тим Кук представил не только новые модели смартфонов, но и умную колонку. Если говорить о самом iPhone 12, то изменений немного. Как обычно, улучшили камеру и некоторые характеристики "железа". Во всех моделях присутствует поддержка сетей 5G, которые, впрочем, развернут в России не скоро. До того, скорее всего, успеет выйти ещё пара новых линеек "яблочных" гаджетов, так что для местного клиента такое обновление неактуально. Кроме того, Apple изменил корпус, сделав отсылку к поколениям iPhone 4 и 5, и поменял цветовую палитру.
"Представлена очень большая линейка с большим количеством вариаций, что для меня лично выглядит спорно и слегка неэффективно с точки зрения менеджмента стоков, прогноза закупок компонентов и поставок. Не удивлюсь, что таким образом Apple протестирует рынок и будет адаптироваться в соответствии с запросами. В итоге часть цветов просто пропадёт", — предполагает сооснователь дизайн–хауса notAnotherone Игорь Михненко.
При этом он подчёркивает, что дизайн уже не является основным драйвером продаж Apple. "Большее влияние имеют модели продаж, сотрудничество с операторами, оптимизация затрат (“давайте уберём зарядку, наушники и уменьшим коробку”), маркетинг и прочие бизнес–инструменты. Главное — не делать хуже, с чем Apple вполне успешно справляется", — говорит дизайнер.
Не все согласны с таким мнением. Как раз решение убрать зарядку и наушники оценивается как крайне неудачное. Пользователи тоже не в восторге, если судить по комментариям в социальных сетях. "Это ход достаточно глупый, потребители воспримут его достаточно негативно, тем более что по себестоимости та же зарядка стоит крайне немного. Не думаю, что тут они смогут задать тренд для других производителей", — заключает Эльдар Муртазин.
Появятся ли новые колонки в России, пока неизвестно. Эксперты считают, что это одна из самых значимых частей презентации, заметно отличающая её от того, что показывали в предыдущие годы. "Наконец Apple пошла в сегмент умного дома более открыто и с описанными пользовательскими сценариями. Чего только стоило построить целый сетап, имитирующий дом", — отмечает Игорь Михненко. По мнению эксперта, клонирование смарт–колонки HomePod mini станет трендом дизайна следующего года у китайских производителей.