На вопросы "ДП" отвечает глава городского комитета по развитию туризма
Что сейчас происходит и будет происходить с туристической отраслью в Петербурге?
— Пандемия CV–19 внесла свои коррективы в работу сферы гостеприимства. Сегодня все страны мира стремятся сделать всё возможное для обеспечения санитарного благополучия как своих жителей, так и гостей. Поэтому необходимо было принимать меры, способствующие восстановлению туристской отрасли в условиях пандемии.
Мы разработали и предложили решения, которые позволили Петербургу стать первым городом России, присоединившимся к международному движению Safe Travels со своими городскими стандартами по обеспечению безопасного туризма и отдыха, благодаря чему появилась программа "Safe Travels SPB / Безопасное гостеприимство в Санкт–Петербурге". Этот шаг позволил приступить к полноценному рестарту туристской отрасли, которая попала в число наиболее пострадавших из–за введения ранее ограничительных мер.
Помимо вопросов прозрачного информирования туристов о мерах по борьбе с CV–19 мы начали формирование множества самых разнообразных новых маршрутов, в том числе по креативным и общественным туристским пространствам города в рамках программы "Новая туристская и культурная география Санкт–Петербурга". С точки зрения "поствирусных" реалий они очень актуальны.
Помимо того что это новые объекты, впечатления, эмоции и дальнейшие туристские продукты, это ещё и возможность рассредоточить туристские потоки в городе, также это причина вернуться к нам снова и снова. Таких уникальных мест достаточно много — Крестовский остров, пространство "Новая Голландия", "Ленполиграфмаш", "Остров фортов" в Кронштадте, санаторно–курортный оздоровительный кластер в Курортном районе города и многие другие.
Новая локация ежегодного праздника выпускников "Алые паруса", к примеру, показала миру новые видовые места: стадион "Газпром Арена", ЗСД и "Лахта Центр". Петербург способен удивлять, туристские возможности нашего города очень многогранны. Главный туристский продукт Петербурга сегодня — его особая, уникальная атмосфера. Во всём разнообразии предлагаемых возможностей для отдыха и туристских программ.
Не секрет, что наплыв туристов традиционно раздражает местных жителей. Где найти компромисс?
— Территориально Петербург очень большой. Нас часто сравнивают с Венецией, однако наш город даже по административной площади больше в 3,5 раза. А если говорить о привлекающем туристов центре итальянского города, то он на порядок меньше исторического центра Петербурга. Поэтому если у нас и наблюдается овер–туризм, то только в отдельных местах туристского интереса.
Опять же туристы прибывают в Петербург с разными интересами — знакомство с культурным наследием, водные экскурсии и яхтинг, отдых с друзьями, посещение крупных событийных мероприятий, реализация творческого потенциала, погружение в историю и множество других аспектов, которыми так привлекателен наш город. Для этого мы и работаем над рассредоточением предложений для туристов за счёт новой географии города и новых туристских маршрутов.
Нельзя также забывать про мультипликативный вклад туризма в экономику Петербурга — 376,8 млрд рублей, а это порядка 4,4% ВРП нашего города. К тому же туризм является одним из главных драйверов создания высокотехнологичных рабочих мест — суммарно в индустрии гостеприимства и смежных отраслях в высокий сезон было задействовано до 300 тыс. человек. У нас нет нефти, но есть туризм. Это самый чистый вид экспорта. Люди оставляют деньги, а увозят с собой воспоминания и эмоции.
Каков сейчас туристический поток? Восстановился ли внутренний поток в сравнении с прошлым годом?
— В мире от вируса больше всего пострадали самые крупные туристские центры. А мы — туристский центр международного уровня. Простая статистика говорит о том, что 10,5 млн туристов побывало в Петербурге в 2019 году. Это рекордный показатель для нашего города.
За период пандемии мы потеряли очень много. По примерным прогнозам, туристский поток в Петербург к концу 2020 года может составить около 1,9 млн человек. Это предварительный прогноз, в основе которого лежит негативный для отрасли сценарий — продление режима международных ограничений на перемещение туристов между странами и, как следствие, практически полное отсутствие въездного иностранного туризма, а также сложная эпидемиологическая обстановка.
Есть и внутренний туризм, и одна из задач, которая перед нами поставлена президентом страны, — развивать его. Драйвером к выполнению этой задачи стала наша маркетинговая программа в связке с реализуемой Ростуризмом акцией туристического кешбэка.
Благодаря туристическому кешбэку у всех жителей России есть дополнительная уникальная возможность снова и неоднократно приехать в Петербург всей семьёй, познакомить своих детей с богатым культурным наследием города, насладиться настоящим петербургским гостеприимством, почувствовать себя его жителем, оценить уровень разнообразной всесезонной экскурсионной программы и стать частью ярких городских событий.
Нельзя забывать и об эффекте для бизнеса — данная инициатива правительства России и Ростуризма оказывает существенную поддержку туристской отрасли нашего города, серьёзно пострадавшей во время пандемии.
Результаты первого этапа нас порадовали — в программе приняли участие 54 туристические фирмы и порядка 160 средств размещения города разной категории, которые предложили жителям нашей страны большое количество уникальных предложений для проведения отпуска в Петербурге.
Второй этап ещё идёт, но мы уже знаем, что самыми популярными датами для посещения Северной столицы становятся январские праздники (с 1 по 10 января 2021 года соответственно. — Ред.), а самыми привлекательными остаются предложения о бронировании отелей в историческом центре и санаторно–курортное лечение в Курортном районе.
Каким образом вы собираетесь привлекать в город молодых туристов, которые привыкли получать информацию из гаджетов?
— Мы хотим модернизировать единое информационное окно для тех, кто едет в Санкт–Петербург. Сейчас мы эту работу ведём, обсуждаем со специалистами, как это должно выглядеть, и в следующем году разработаем новую современную платформу на базе городского туристского портала Visit Petersburg. Мы уже договорились об интеграции с порталом Ростуризма, а также с министерством культуры.
Также мы ведём переговоры с Москвой, чтобы создать единые туристские продукты для наших гостей. Но в истории современного туризма ещё не было примера, что можно сделать большую и эффективную маркетинговую кампанию только силами государства. Поэтому мы активно обсуждаем возможности создания партнёрских программ и акций с бизнес–сообществом.
Программа "Белые дни" когда–нибудь будет реализована? При прошлой попытке она принесла результат?
— Реализована эта программа будет. Пандемия позволила взглянуть на отрасль ретроспективно. Раньше было два больших бренда: "Золотое кольцо России" и "Белые ночи Ленинграда", которые стали основой для множества конкретных продуктов, реализуемых туристскими организациями. "Белые дни" тоже можно сделать общим продуктом. Сейчас мы обсуждаем концепцию, возможно, поменяется название, но цель развивать Петербург в качестве центра всесезонного туризма будет реализована.
А как экономически обстоит ситуация с туристами из Китая?
— Китайские туристы очень разные. И над этим надо серьёзно работать. Есть проблемы, которые необходимо решать, но Китай вышел на первое место по количеству долларовых миллионеров, и туристы оттуда очень сильно меняются. Заглянув в пятизвездочные гостиницы, мы увидим там китайских гостей, в Лувре мы также будем наблюдать очереди вдумчивых туристов из Поднебесной. В этой стране много интересующихся миром людей.
Китайские туристы прибывают в Россию нередко нашими авиакомпаниями, они перемещаются между Москвой и Петербургом на "Сапсанах" и поездах дальнего следования, они идут в наши музеи, живут в гостиницах, приходят в магазины и рестораны — следовательно, вкладываются в нашу экономику. Если посмотреть на суммарный трафик туристов из КНР, то мы поймём, насколько велико значение таких гостей для туриндустрии. Во многих странах китайцы — это реальная основа как количественного, так и качественного развития туризма.