Завтра в розницу и по подписке начнёт распространяться журнал с Рейтингом миллиардеров "ДП" — 2020. Ждать целые сутки для многих непозволительная роскошь, поэтому уже сегодня мы публикуем фрагмент одного из текстов — о том, как тайное становится явным из–за мелочного просчёта при сокрытии своего состояния.
Один из миллиардеров, сколотивший своё состояние на продуктах переработки молока, долгие годы за штабелями из нагромождений ООО скрывал связь этого бизнеса со своей личностью. Одно общество учреждало второе, другое — третье, а в четвёртом вдруг являлся офшор (бенефициар которого ни российской налоговой, ни другим заинтересованным лицам не доступен).
За первым офшором возникал следующий, но уже принадлежащий другой юрисдикции. Конструкция, казалось, надёжно обеспечивала инкогнито бизнесмена. Но лишь до того момента, пока миллиардер по непонятной причине не решил зарегистрировать на свой собственный паспорт и по своему фактическому месту жительства права на товарный знак компании. В результате всего один лишь шаг провалил многолетнюю и многоступенчатую работу по вычёркиванию себя из публичного пространства. Пара кликов мышкой — и в открытом доступе все компании, связанные с молочным миллиардером через бренд.
Школьные ошибки миллиардеров часто случаются, наверное, от жадности. Решил бизнесмен укрыть от посторонних глаз какую–то часть своего дела (или защитить). Нашёл партнёра (в современной терминологии в качестве синонима чаще всего используют другой термин, производный от обозначения стоимости ценных бумаг или денежных знаков).
Учредил ООО, которое начало работать, брать кредиты, платить зарплату. Но бывает так, что что–то пошло не по плану, общество перестаёт платить контрагентам, появляются иски, работники остаются без зарплат… И обвинить бизнесмена, что именно это ООО и есть его бизнес, за который он должен ответить своим состоянием, нельзя: связи–то никакой нет. Если бы не неоправданная скупость и не регистрация целой стаи разных ООО по одному юридическому адресу.
Более дальновидные миллиардеры часто прячут бизнес не за формами ООО, информация о которых доступна любому желающему и совершенно бесплатна. Они учреждают акционерные общества, это процесс долгий, дорогостоящий, но результативный. Никто из посторонних никогда не сможет узнать истинный состав акционеров общества, за исключением самих акционеров.
И цель оправдывала бы результат, если бы в процесс не стали вмешиваться банкиры. Зачем–то они требуют перед одобрением кредитов соблюдения всей буквы закона: совладельцы обществ должны согласовать заключение сделки. И утекает через сервисы раскрытия информации в интернет самая подробная информация, кто же является конечным собственником бизнесов.
Как минимум пять миллиардеров из разнообразных сфер деятельности (сельское хозяйство, дорожное строительство, геологические исследования) много лет распределяли свой бизнес и своих детей за множеством АО. И негодовали, когда общество вдруг назначало их бенефициарами. Но опровергать очевидное уже не получается: когда по кредиту АО поручителем выступает другое АО, учредителем которого уже является ООО, спрятанный прежде состав собственников всплывает на поверхность.
Есть примеры, когда информация проявляется спустя десятилетия: четверо соучредителей одного ООО долгое время занимались изготовлением и поставками мясных изделий через сеть магазинов, постепенно её сокращая. Обороты были настолько огромные, что всем четверым доставались лавры миллиардеров. Но внезапно они решили продать свои доли, и выписки реестров гласят, что покупателем стал тот, кто бизнес и создавал. И он все эти годы был спрятан за аббревиатурой АО.
И снова о детях. Постепенно миллиардеры вводят в состав собственников бизнеса своих наследников. Те, кому не стыдно, гордо несут отцовскую фамилию: и даже когда дочки выходят замуж, они чаще всего оставляют себе девичью фамилию. Преемственность капиталов прозрачна, риски для контрагентов сведены к минимуму. Но за прошлый год мы увидели по крайней мере три примера, когда, видимо, у отдельных детей оказался настолько крутой нрав, что миллиардеры забрали от них долю бизнеса обратно. Три финансиста, например, на протяжении последних нескольких лет плавно переписывали свой бизнес на дочерей. Но вдруг в прошлом году дочери внезапно лишились активов, которые вернулись к своим создателям.
К слову, у одного из финансистов две дочери, у другого — дочь и сын. Наблюдать перетасовку долей бизнеса между детьми занятие увлекательное: зачем миллиардеры играют в качели, по понедельникам отдавая хорошей дочери 100%, лишая плохую бизнеса, чтобы к пятнице поменять детей местами? Плохой ребенок превращается в хорошего и щедро одаряется активами, хороший меняет статус на нехорошего, теряя все недавние подарки. Дело тайное, в каждой семье, даже не миллиардерной, свои потёмки.
Но от цифрового ока государства, к сожалению, спрятаться невозможно: доказать родство отцов и детей можно не только по отчеству. Чаще всего, и особенно с девочками, помогает раннее начало ведения бизнеса, когда под девичьей фамилией сразу после школьной скамьи ребёнок учреждает ИП. И со своим ИНН попадает в реестры наблюдателей за миллиардами (меняй или не меняй фамилию, регистрационный номер навеки остаётся в базах).
Приводить примеры передела бизнеса при разрушении семейной идиллии между супругами уже скучно. Один девелопер, например, весь свой бизнес передал под управление в инвестиционную компанию. Другой миллиардер, банкир, формально сократил долю владения в 3 раза, приведя в состав акционеров кредитной организации якобы новых инвесторов (большинство из которых до этого момента работали и получали от него зарплату).
Можно ли считать таких миллиардеров обладателями богатств, если юридически они всё отдали посторонним людям (как известно, ребёнок после совершеннолетия уже не является членом семьи, что подтверждают даже декларации чиновников)? На примере постоянного перехода собственности от родителей к детям и обратно — нужно.
Переходы из ИП в ООО и обратно совсем скоро изменятся. Коррективы внёс 2020 год. При одновременном повышении НДФЛ государство повысило ИП лимиты, на которые распространяются низкие ставки налогов, а также внедрило дополнительную форму ведения бизнеса — самозанятых. Вряд ли сформируется тренд по перерегистрации миллиардеров в новый статус, но часть своих денежных потоков они переведут на эти рельсы совершенно точно.