Падение доходов и кризис не заставили петербуржцев отказаться от покупки премиальных смартфонов и умных гаджетов. Но в октябре темпы роста всё–таки начали снижаться.
По данным IT–компании "Платформа ОФД", в III квартале продажи гаджетов и электроники в России выросли на 22% год к году, подрос и средний чек покупки — 6460 рублей, что на 28% больше, чем годом ранее. В "Билайне" подтверждают позитивную динамику продаж смартфонов: за июль–сентябрь в количественном выражении они выросли на 35%.
Однако в октябре темпы роста стали снижаться: если летом "СберИндекс" показывал рост продаж электроники на 26,7% год к году, то в сентябре — уже плюс 19,2%, а в первой половине октября — плюс 15,2%.
"Летом сработал отложенный спрос, он был реализован за эти месяцы, поэтому сейчас мы наблюдаем спад. Стоит учесть снижение покупательной способности и курс. Сейчас рубль укрепился, но до этого чувствовал себя неважно, соответственно, цены росли. Ретейлеры очень оперативно реагируют на девальвацию, а возвращают цены в случае укрепления рубля очень неохотно", — считает генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Долгая премиальная жизнь
В МТС подсчитали, что в Санкт–Петербурге предпочитают покупать более дорогие гаджеты, чем в большинстве других городов. Средняя стоимость купленного устройства в Петербурге составляет 21 450 рублей, в остальной России — 16 930 рублей. Даже в Москве выбирают смартфоны более экономно — средняя цена в столице — 21 297 рублей. Дороже технику покупают только на Севере — в Новом Уренгое (27 000 рублей), Салехарде (34 000 рублей) и других северных городах.
Такую особенность по Петербургу подтверждают и другие компании. "В III квартале по сравнению с прошлым годом выросли продажи смартфонов премиального сегмента, — подметили в “Билайне”. — На продажи оказали влияние появление новых флагманских моделей, специальные предложения, а также развитие кредитования: сейчас каждый третий дорогой смартфон приобретается в кредит". Впрочем, стремление покупать дорогую технику — общероссийская тенденция. В "Ситилинке" прирост продаж год к году составил 198% в денежном выражении и пришёлся на средний и высокий ценовой сегмент устройств.
Эксперты называют причины роста премиального сегмента. Прежде всего это увеличение продолжительности жизни смартфонов. Люди выбирают аппараты выше классом, так как покупают их на больший срок, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Сейчас срок жизни смартфона увеличился до 2 лет, ранее же составлял год–полтора.
Несмотря на то что петербуржцы выбирают модели дороже, они чаще ищут, где их дешевле купить. Эльдар Муртазин отмечает: "Уже давно выявилась такая закономерность — петербургский потребитель активно ищет скидки. Если искомый гаджет будет со скидкой, но на другом конце города, покупатель поедет за ним туда".
Мнения насчёт самого популярного бренда в Петербурге разнятся: опрошенные "ДП" магазины называют то Sumsung, то Xiaomi. Интересно, что бренды Huawei и Honor были лидерами на российском рынке среди китайцев до недавнего времени. "Если бы не американские санкции, они бы оставались лидерами. Xiaomi выросла на проблемах Huawei и Honor за последние пару месяцев", — говорит Эльдар Муртазин.
Часы для присмотра
Ещё более существенный рост в Петербурге показывает рынок гаджетов. В 2020 году беспроводные наушники стали покупать в 1,5 раза чаще, чем годом ранее. Следом за наушниками идут носимые устройства — фитнес–браслеты, умные часы и детские часы. Их продажи увеличились на 60%. На третьем месте — беспроводные колонки, которые покупали на 15% чаще, сообщили в МТС.
В России статистика аналогичная, отмечает Эльдар Муртазин. "Растёт несколько категорий устройств: это умный дом (приблизительно в 2 раза), беспроводные колонки (в 2 раза), умные часы/ браслеты (на 60–65%). Смартфоны же плюс–минус стабильны", — говорит он.
Наиболее продвинутые покупатели всё чаще создают функциональные экосистемы с помощью носимых устройств: умных часов, трекеров, наушников, чтобы расширить возможности своего смартфона, считает Михаил Догадин, вице–президент по закупкам и развитию компании "Связной".
Самим смартфонам расти особо некуда, а рынок гаджетов пока далёк от насыщения. Поэтому, по словам Юрия Брюквина, причины большого роста смарт–устройств и отсутствия такого показателя у смартфонов в том, что у последних сейчас увеличился "лайфтайм", а сами модели обладают всё меньшими и меньшими новшествами. У умных гаджетов же появляются новые функции, или они существенно улучшаются. Многие хотели бы следить, например, за сердечным ритмом или давлением.
Настоящим хитом начала осени, по словам участников рынка, стали умные часы, особенно детские. В сентябре самыми продаваемыми гаджетами в петербургских салонах "Мегафона" стали smart–браслеты и детские smart–часы. Их продажи выросли на 19 и 43% соответственно. Зачастую их покупают родители, которые желают контролировать детей и следить за их безопасностью. Директор Северо–Западного филиала "Мегафон Ритейл" Михаил Сахнов связывает возросшую популярность этих товаров среди покупателей с началом учебного года.
По данным "Платформы ОФД", в III квартале умные часы впервые вошли в топ–5 самых продаваемых товаров. Поэтому возросший спрос может быть связан не только с началом учебного года, но и с ростом популярности технологии как таковой.
Пока все дома
Позитивную динамику показывают и "домашние" гаджеты. "Переход на удалённую работу и учёбу также спровоцировал в Петербурге повышенный спрос на планшеты, гарнитуры, Wi–Fi–роутеры, дополнительные зарядные устройства, карты памяти и Bluetooth–оборудование", — сообщил "ДП" Михаил Догадин. Наибольший рост в "Связном" показали игровые приставки (+160%) и устройства для умного дома (+129%).
Как полагает Юрий Брюквин, тут сыграл эффект низкой базы. С другой стороны, повлияло и удешевление умных устройств. Если раньше цена различалась на порядок, то сейчас намного проще купить умный холодильник или микроволновку.
"Однако наличие таких устройств не означает, что дома у нас реально стали умными. На развитых рынках за рубежом умный дом — это полноценная функциональная инфраструктура, которая обеспечивает не только комфорт, но и энергоэффективность, и безопасность", — отмечает он.
В России же у потребителя есть разрозненные элементы умного дома, но цельную инфраструктуру они составить не могут.
По словам эксперта, процент проникновения таких технологий пока что в пределах 10% домохозяйств, и в стране они больше воспринимаются как "игрушка".