В декабре в Петербурге собирается начать работать китайский агрегатор такси DiDi, этим летом запустившийся в Казани. В самой компании о своих планах пока говорят уклончиво, но петербургские службы такси уже готовятся к появлению нового конкурента. Эксперты предупреждают, что это может привести к изменению структуры всего рынка и массовому демпингу на услуги такси в экономсегменте.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что выход DiDi на российский рынок не обходится без проблем. Поэтому экспансия в Москву, Петербург, Нижний Новгород и другие города может задержаться на неопределённый срок. "DiDi пока не может выйти за пределы Казани и Татарстана: руководство агрегатора заявляет о таких проблемах, как неточность Google–карт, взлом приложения, а также в качестве главной сложности указывает административное противодействие", — добавляет эксперт. По мнению Деева, если DiDi всё–таки придёт в Петербург, то ему надо будет играть на понижение цен.
Однако представители других сервисов такси считают, что демпинг будет недолгим. "Часть клиентов в самом низком ценовом диапазоне может перейти к новому оператору до тех пор, пока порядок цен не станет одинаковым", — считают в пресс–службе "Такси 068". Пресс–служба DiDi в ответ на запрос "ДП" не стала подробно раскрывать планы компании. Своё ценовое предложение они описывают как "реальная альтернатива для заработка водителей, а также экономный и безопасный вариант для пользователей в это сложное время". "Мы получаем комментарии и отзывы от пользователей и водителей, что помогает нам улучшить сервис и постоянно адаптировать его к потребностям и реалиям города. Наша цель — стать самым доступным, безопасным и надёжным сервисом в сфере пассажирских перевозок", — добавляют в DiDi.
Руководитель отдела привлечения инвестиций "Таксовичкоф" Вячеслав Алексейцев, анализируя работу DiDi в Казани, отмечает, что стратегия компании основывается на том, что они хотят быстро получить критическую массу водителей и заказов. Для этого предлагаются очень выгодные для водителей условия и щедрые скидки для клиентов.
"Мне кажется, что китайцы не забывают о возврате своих инвестиций, поэтому сверхдешёвые поездки и премии водителям не будут продолжительными. Временно водители и клиенты, конечно, перейдут в DiDi, но, когда закончатся “плюшки”, начнётся отток клиентов и водителей, как это было с Bolt", — говорит он. Алексейцев добавляет, что всё зависит от того, какие бюджеты заложены на Петербург. Это достаточно большой рынок, и конкуренция здесь обходится намного дороже, чем в Казани.
Эксперты уверены, что китайский агрегатор в течение года с момента старта работы в Петербурге сможет занять не менее 8–10% локального рынка. Аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын добавляет, что этим компания, скорее всего, и удовлетворится, а задача занять доминирующее положение на рынке того или другого города перед ней не стоит. Он добавляет, что Didi Chuxing приступила к поиску андеррайтеров для IPO в Гонконге в начале 2021 года с целью привлечь $300–500 млн. "Ожидается, что оценка её капитализации составит более $60 млрд (последняя оценка инвесторами составляла $62 млрд). У компании 500 млн зарегистрированных пассажиров и десятки миллионов таксистов в Китае, Японии, Бразилии и других странах", — уточняет Делицын.