Уход с рынка одного звероводческого хозяйства за другим почти не оставляет надежд на возрождение пушной отрасли в 47–м регионе
Ленинградская область долгое время являлась лидером в звероводческом звене российского АПК. Однако сейчас на территории региона осталось только одно пушное хозяйство — "Агрикола". Да и оно переживает не самые лучшие времена.
Серия банкротств
Звероводческое объединение "Северная пушнина", которое с 1999 года являлось крупнейшим хозяйством 47–го региона, проходило процедуру банкротства в 2018 году, выставив на продажу свой имущественный комплекс. Землю и цеха компании оценили в 29,4 млн рублей. В состав "Северной пушнины" входило семь звероферм — пять в Ленобласти и по одной в Тверской и Псковской областях. Предприятие сохранило только один "кусочек" — компанию "Агрикола".
Ещё тогда аналитики прогнозировали волну банкротств в отношении других представителей отрасли. Так, вслед за "Северной пушниной" в 2019 году закрылось ООО "Север", занимающееся разведением норки. По данным СПАРК, выручка компании годом ранее составила 69 млн рублей, убыток — 8 млн. В 2019 году убыток предприятия практически утроился, а выручка упала до 17 млн рублей.
С января 2019 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. Они затронули не только звероводческую отрасль, но и всех сельхозпроизводителей, которые находились на едином сельхозналоге и не являлись плательщиками НДС. С 2019 года предприятия АПК с годовым доходом от реализации свыше 100 млн рублей уже не могли избежать уплаты НДС.
Топ–менеджмент "Севера" объявил, что компания уходит с рынка именно из–за введения НДС. При этом предприятие получало финансовую поддержку из областного бюджета.
Финансовые неудачи настигли также и ООО "Зверохозяйство “Лужское”" — разводчика пушных зверей, в частности норки. Проблемы в компании начались с 2017 года, когда произошло падение выручки с 96,9 млн до 39,3 млн рублей. Планы 2018 года о расширении производства с инвестициями 60 млн рублей реализованы не были. И "Лужское" не смогло удержаться на плаву. К 2019 году выручка компании рухнула до 6,8 млн рублей, а убыток достиг 18 млн.
Последний герой
"Мы стали неконкурентоспособными на мировом рынке. Российский покупатель не хочет приобретать товары на 20% дороже в кризис, поэтому НДС добавил оставшимся звероводам проблем", — комментирует исполнительный директор Национальной ассоциации звероводов Надежда Зубкова.
Ситуация в мировой меховой индустрии уже давно непростая. Производители ЕС, Китая и бывших советских республик сокращают свои объёмы из–за перепроизводства. Когда Китай около 5 лет назад вышел на меховой рынок, он начал производить до 80 млн шкурок норок в год, в то время как мировой рынок потреблял около 30 млн. Таким образом, насытив свой рынок, Китай прекратил закупать всю мировую пушнину, вызвав кризис в отрасли.
"Агрикола", имеющая производство в посёлке Пушное Выборгского района, занимается выращиванием соболя, а также является поставщиком меха для европейских аукционов — Kopenhagen Fur (Дания), Finnish Fur Sales (Финляндия), Saga Furs (Финляндия) и для единственного аукциона в России "Союзпушнина".
По мнению Надежды Зубковой, сейчас компания напоминает скорее не классическое предприятие, а крестьянско–фермерское хозяйство. Как сообщили "ДП" в комитете по АПК Ленобласти, в 2020 году на приобретение кормов для зверей "Агриколе" из бюджета региона выделили 1,5 млн рублей. Получить комментарии самой компании "ДП" не удалось.
Впрочем, цифры показывают, что её финансовое положение ухудшается. По данным СПАРК, выручка в 2018 году составила 67 млн рублей, чистая прибыль — 467 тыс. В прошлом году выручка сократилась до 49 млн рублей, а прибыль упала до 145 тыс.
Нынешний год только прибавил проблем "Агриколе". Из–за пандемии приостановили работу аукционы. "Не проводятся торги, откладываются закупки, в результате не заготавливается промысловая пушнина. С проблемами сталкиваются фермеры, которые разводят зверей, вкладывают деньги. Поэтому работают они, к сожалению, в никуда", — рассказал "ДП" Виталий Иваниди, директор ОСП "АК" Союзпушнина" в Санкт-Петербурге.
Процветающий экотренд
Разумеется, на состояние отрасли влияет и смена моды, в частности тренд на искусственные меха и кожу. Виталий Иваниди отмечает, что производители сейчас ведут достаточно агрессивную рекламную политику. "Они используют средства для финансирования зоозащитных организаций, которые непосредственно участвуют и влияют на мышление и восприятие людей", — считает он. По мнению Надежды Зубковой, за таким бизнесом тянется молодое поколение, которое зачастую не имеет представления об экономике, поэтому легко поддаётся на такое воздействие.
Главный аргумент специалистов пушной отрасли заключается в том, что экомех — та же пластмасса, которая не разлагается. Кроме того, в холодных регионах России, например в Якутии, люди даже не задумываются об искусственном мехе. Виталий Иваниди добавляет, что пушная отрасль очень миролюбива и традиционна, поэтому никогда не навязывает потребителям идею о преимуществе натуральных шуб.
Основательница петербургского бренда шуб из экомеха ANSE Мария Кошкина утверждает в свою очередь, что называть экомех пластмассой некорректно. По её словам, специальная технология по переработке экомеха существует, но её внедрение обойдётся в 13 млн рублей, а оборудование дополнительно будет стоить 4–8 млн. Она добавила, что в России такой технологии пока нет, как и нет любой другой переработки одежды из акрила и полиэстера.
В любом случае обвал пушной империи длится уже продолжительное время, а ситуация с коронавирусом только усугубила положение. Отрасли звероводства как таковой в Ленинградской области уже нет, считает Надежда Зубкова. В отличие от Тверской области, предприятия которой смогли финансово оздоровиться и сейчас находятся в лидерах по производству, несмотря на кризис.