ТГК–1 фиксирует падение финансовых и производственных показателей по итогам 9 месяцев. Растёт только выработка на ГЭС.
За 9 месяцев 2020 года выручка крупного производителя электричества и тепла ПАО "ТГК–1" составила 58,4 млрд рублей, что на 9,5% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль упала на 38% — с 7,28 млрд рублей в январе–сентябре 2019 года до 4,5 млрд.
"Основными факторами снижения выручки стали более высокая температура наружного воздуха в отопительном периоде 2020 года, повлекшая сокращение отпуска тепла, падение индекса РСВ (рынка на сутки вперёд) и снижение цен БР (балансирующего рынка) вследствие уменьшения потребления в энергосистеме Северо–Запада", — поясняют в компании.
В этом году энергетикам действительно приходится нелегко. Во–первых, свою роль сыграл коронавирусный фактор, который привёл к падению энергопотребления и выработки по всей России. По данным Системного оператора ЕЭС, только в Петербурге и Ленобласти за 9 месяцев этого года выработка электричества упала на 9,9% и составила 44,02 млрд кВт•ч, а потребление сократилось на 4,1%, до 32,75 млрд кВт•ч. Во–вторых, среднесуточная температура воздуха этой зимой была действительно выше нормы, что привело к сокращению теплоотпуска.
Так, отпуск тепла с коллекторов ТГК–1 за 9 месяцев составил 15,3 млн Гкал (–4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а выработка электричества — 20,11 млрд кВт•ч (–1,2%). Наибольшая доля как теплоотпуска, так и выработки электричества закономерно пришлась на филиал "Невский", куда входят Санкт–Петербург и Ленинградская область.
Примечательно, что на фоне общего спада положительная динамика наблюдается только в гидрогенерации, которая у ТГК–1 подскочила на целых 12,5%. В компании это связывают с высокой водностью в регионах деятельности предприятия. ТГК–1 владеет двумя каскадами ГЭС в Ленинградской области — Ладожским и Вуоксинским. Что касается производства электричества на ТЭС, падение оказалось довольно значительным — 12,1%.
"В этом году, в отличие от прошлого, наблюдалась высокая водность рек, хранилища быстрее заполнились. Поэтому Системный оператор ЕЭС дал команду сократить отпуск на ТЭС, чтобы компенсировать повышенный отпуск на гидроэлектростанциях. Таким образом, операционные и финансовые показатели росли именно у ГЭС. “Подтянуть” электричество с ГЭС при этом можно по высоковольтным линиям передачи", — поясняет начальник аналитического отдела инвестиционной компании "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
По его мнению, у ТГК–1 появится шанс несколько выправить финансовые показатели с наступлением зимы, которая, по предварительным прогнозам синоптиков, обещает быть холодной.
Избежать существенного падения выработки ТГК–1 удалось за счёт диверсификации производственных мощностей, утверждают эксперты. "ТГК–1 действительно получает большие средства именно с ГЭС, во многом потому что операционные расходы на них меньше. В случае, когда водность повышается, это становится ещё более заметно. “Газпром энергохолдинг” (основной акционер ТГК–1. — Ред.) по этой причине в своё время и отказался продавать ГЭС, хотя на них претендовали другие компании", — говорит глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Он считает, что ТГК–1 вряд ли удастся нарастить финансовые показатели к концу года из–за риска повторных локдаунов и стагнации рынка на сутки вперёд.
Природные факторы повлияли на деятельность гидроэлектростанций не только на Северо–Западе. У крупнейшей гидрогенерирующей компании страны — ПАО "РусГидро" — в январе–сентябре 2020 года EBITDA вырос на 23%, до 72,4 млрд рублей, установив исторический рекорд.