В ближайшую неделю–две КРТИ добавит на "оранжевую" линию 800 млн рублей. Деньги сняли с других объектов.
Как и предполагал "ДП" (см. № 122 от 09.09.2020), весенняя история с нехваткой средств на строительство Лахтинско–Правобережной линии (ЛПЛ) повторилась. Дополнительное финансирование можно было получить либо в рамках осенней корректировки бюджета, либо путём очередного перераспределения средств адресной инвестиционной программы. Смольный выбрал второй вариант. Соответствующий проект постановления уже прошёл необходимые инстанции, однако губернатором пока не подписан. Согласно документу, на участок ЛПЛ от "Спасской" до "Горного института" ("Большой проспект") добавят 800 млн, после чего общая смета по "оранжевой" ветке увеличится до 2,9 млрд рублей.
Эти средства изыскали за счёт экономии в ходе работ по замене эскалаторов на "Технологическом институте" (206 млн), а также на строительстве электродепо "Красносельское" (почти 11 млн). Однако большая часть (583 млн рублей) — невыполненные "Метростроем" обязательства по перенесённым работам. Речь про доделки на уже введённых станциях Фрунзенского радиуса и Невско–Василеостровской линии. По данным "ДП", неисполнение подрядчика по данным объектам в этом году составит порядка 1,3 млрд рублей.
"Мы должны были принять работы в этом году, но “Метрострой” их не сделает. Компания распыляется. По Красносельско–Калининской линии (“коричневая”. — Ред.) тоже не может освоить средства, поэтому 1 млрд рублей с этой ветки осенью и сняли, направив их на “оранжевую”. Здесь необходимо закончить горные работы в этом году, консервировать их никак нельзя", — сообщил источник в Смольном.
Напомним, изначально на ЛПЛ в 2020 году было предусмотрено 3,6 млрд рублей, но после секвестра осталось только 960 млн. "Метрострой" сразу предупредил Смольный, что, если не добавить денег, стройка остановится. Подрядчик просил 2 млрд рублей, но сошлись на одном. Пока он шёл до "Метростроя", его практически весь истратили. На сегодня остаток от того миллиарда составляет порядка 16 млн рублей. Всё это время работы на объекте не останавливались, хоть "Метрострой" и грозился их прекратить без дополнительного финансирования. Консервация стройки слишком дорога и с точки зрения денег, и с точки зрения безопасности.
Вероятно, "Метрострой" не сможет закончить работы по "оранжевой" и "коричневой" линиям, поскольку ещё до момента ввода их в эксплуатацию ожидается выход на рынок строительства метро нового игрока — совместной компании ВТБ и Смольного, где у последнего будет контрольный пакет (см. "ДП" № 157 от 02.11.2020). Как поступят с "Метростроем", пока неизвестно, но предполагается, что его сотрудники (рабочие) перейдут в новую компанию. По словам вице–губернатора Максима Соколова, работа с кадровым составом нынешнего генподрядчика строительства подземки будет вестись "корректно и безболезненно".
Кроме людей, ВТБ от "Метростроя" больше ничего не нужно, в том числе и лицензии на выполнение работ. Банк намерен получить её самостоятельно, а не использовать юридическую форму нынешнего строителя подземки, как это планировали сделать структуры Геннадия Тимченко (№ 2 в РМ "ДП"), ещё одного претендента на петербургское метро.
Видимо, ВТБ предложил Смольному более выгодные условия, раз вопрос с новым генподрядчиком называют уже решённым, имея в виду АО "Метрострой Северной столицы", учреждённое "ВТБ Девелопмент".
Новая организация, по данным "ДП", заработает на рынке не раньше осени 2021 года. Строить она будет не только метро, но и дороги.