Шведский писатель Фредрик Бакман — удивительный автор, потому что практически каждая его новая книга становится мировым бестселлером ("Вторая жизнь Уве", "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения", "Медвежий угол").
Если попытаться раскрыть секрет его популярности, то можно сказать, что Фредрик Бакман — это такой Дед Мороз для давно выросших мальчиков и девочек. Для тех, кто даже в детстве особо не верил в новогодние чудеса, но во взрослом возрасте смог раскрыть своё сердце. Не случайно его книги часто включают в подборки лучшего рождественского чтения или действие его романов происходит в канун праздника.
Так и в "Тревожных людях". За один день до Нового года незнакомые друг с другом ранее восемь зевак разного возраста и социального статуса идут на просмотр квартиры, куда внезапно влетает грабитель. Люди становятся заложниками человека в балаклаве, который для преступника ведёт себя достаточно странно: ничего не требует и даже разрешает заказать в квартиру пиццу. Впрочем, заложники и другие очевидцы тоже оказываются людьми интересными, или, как обозначено в названии, "тревожными" — каждый со своими тараканами.
Фирменный стиль Бакмана, бывшего социального журналиста, — наделять героев небольшими странностями, составлять энциклопедию невротиков в каждом романе и вводить персонажей из слабозащищённых слоёв населения. Так, например, в книге "Здесь была Бритт–Мари" вся футбольная команда состояла из разношёрстной дворовой шпаны, а тренировать их отправилась пожилая женщина без какого–либо опыта работы, помешанная на чистоте.
На поверку все бакмановские персонажи — от крутой надменной директрисы крупного банка до уволенного и оттого потерянного пенсионера — скорее похожи между собой, как и все его книги. Он не стремится придумать уникальную историю, ему важнее достучаться до эмоций читателя. Поэтому в каждом "идиоте", как часто называет своих героев Бакман, легко найти чуточку себя. Каждому знакомо чувство, что он в какой–то момент перестал справляться со своей жизнью.
И персонажи, оказавшись запертыми в одном помещении, начинают лучше узнавать себя через других. Ведь они пришли в эту квартиру, чтобы ощутить возможность перемен, — они хотели, чтобы их отпустили фантомы прошлого. Хотели войти в Новый год обновлёнными.
Бакман постоянно отбирает у своих персонажей спички, когда они готовы жечь мосты. Когда кто–то пытается прыгнуть, другой старается остановить. Бакман с любовью прокладывает мостки между людьми, а также между прошлым персонажей и их настоящим. Тут вспоминается цитата из Стругацких: "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!".
"Тревожные люди" — та книга, которую и вправду хорошо читать на зимних каникулах или в отпуске. Она построена как детектив, она увлекательная и смешная. Она про идиотов, уникумов, чудаков и зануд. Она про возможность чуда. Что же ещё надо? А надо совсем немного — поверить в него и, если жизнь выходит из–под контроля и становится похожа на театр абсурда, не паниковать и не поддаваться.