Российский рынок франчайзинга с апреля по октябрь вырос на 3,5% по количеству сделок. При этом число заявок на франшизы сократилось на 12%.
Как подсчитали аналитики Franshiza.ru, показатели по Петербургу сопоставимы. Тем не менее эксперты считают — в новых реалиях открывать бизнес по франшизе безопаснее, чем начинать его с нуля.
По данным аналитиков, меньше стало именно "холодных" заявок, в то же время увеличилось число повторных открытий бизнеса по франшизе. "Количество конверсионных сделок возросло. Это, например, случаи, когда детский развивающий центр не мог в одиночку срочно перейти на онлайн–программы обучения и перевести пособия в онлайн, а крупные франшизы это сделали оперативно. Так уже ведущие бизнес одиночные предприниматели присоединялись к сетям", — рассказывает руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская.
По мнению исполнительного вице–президента Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, даже пострадавшие компании, работающие по системе франчайзинга, переносят кризисные месяцы легче, чем обычные. "На мой взгляд, предпринимателям сейчас спокойнее и целесообразнее вкладывать деньги в бизнес по франшизе, чем начинать что–либо с нуля. Мы прогнозируем рост франчайзинга и улучшение показателей по большинству сегментов уже в следующем году", — говорит он.
Читайте также:
Экономика
Бизнес посчитал QR-коды бессмысленными
Рассуждая о том, какой бизнес перспективнее открывать по франшизе, участники рынка полагают, что наиболее беспроигрышный вариант — общепит. Однако и в нём есть нюансы: низкая рентабельность, большая конкуренция, довольно высокий порог входа. "Предприниматель может не угадать с локацией или форматом ресторана. Сложнее всего развиваться на фуд–кортах в ТРЦ, где до 80% общей выручки всех ресторанов приходится на тройку крупных игроков фастфуда: KFC, McDonald’s и Burger King, — поясняет петербургский франчайзи “Додо Пиццы” Владислав Иващенко. — В больших ТРЦ, как правило, не очень долгосрочные договоры аренды (не больше 5 лет), высокие ставки, и часто они привязаны к обороту (например, 10% от оборота, но не менее 500 тыс. рублей). Нужно иметь высокомаржинальную бизнес–модель, чтобы успешно работать в таких центрах, поэтому начинать с этого предпринимательскую деятельность я бы не стал".
С другой стороны, для открытия отдельно стоящего ресторана нужны высокие инвестиции. У "Додо Пиццы", например, они составляют более 10 млн рублей. Гораздо меньшие вложения требуются, чтобы открыть кофейню (там и риски меньше), но этот рынок и так перенасыщен.
Юрий Михайличенко также обращает внимание на то, что на рынке практически ежедневно появляются предложения со сниженными объёмами инвестиций и льготами по первоначальным взносам для новых франчайзи.
"Снижение инвестиций достигается за счёт изменения модели франшизы — новые продукты, новая система управления и продвижения", — поясняет он.