Всё в нашей перевёрнутой и перекрученной экономике не то, чем кажется. И даже когда кажется, что мы встали на путь прогресса, на поверку это оказывается путь деградации. А когда мы, кажется, боремся с бедностью — на самом деле мы её плодим.
В развитом мире считают уровень бедности обычно по относительному показателю — какая–то доля от медианного дохода населения (его используют, чтобы избавиться от влияния высоких зарплат при расчёте средних величин. Медианный — это когда половина населения получает доходы выше, а половина — ниже его).
А у нас считали до последнего времени по абсолютным показателям — сколько пакетиков чая или граммов говядины надо человеку на день.
Понятно, что переход к относительным показателям — это логично, когда они заведомо выше уровня физиологического выживания (рассчитанного по абсолютным показателям). И сравнивать уровень бедности надо уже не с физиологическим уровнем выживания, а с социальным уровнем восприятия бедности — как долю дохода усреднённого жителя страны.
Россия явно не дошла до этого уровня. По последним данным Росстата, на конец первого полугодия 2020–го с доходами ниже прожиточного минимума жили 19,4 млн человек.
Может, стоило бы сначала решить эту проблему, а уж потом переходить к методам расчёта показателей, как в богатых странах? Тем более что это не так уж и дорого — порядка 800 млрд руб ./ год. На госзакупках (по мнению бывшего президента Д. Медведева) ежегодно воруют больше… А в Фонде нацблагосостояния правительство накапливало денег в разы больше этой суммы каждый год. Почему было не пустить их на решение самой насущной проблемы — бедности? Мы не можем себе этого позволить? Можем. Но лица, принимающие решения, этого не хотят.
Более того, показатель прожиточного минимума у нас постоянно занижался, используя всякие расчётные махинации — учёт инфляции только по продуктам питания (без непродовольственных товаров и услуг), фиксация доли продовольствия (? минимума, хотя эта доля должна сокращаться), задержка с пересчётом показателя на 5 лет и множество других более мелких.
Ведь чем ниже прожиточный уровень — тем меньше людей живёт хуже него и меньше показатели бедности. Конечно, за счёт этих расчётных "тонкостей" россияне живут лучше только на бумаге.
Что ж, теперь будем жить по–новому.
Способ расчёта для богатых стран — и вы думаете, что, наверное, уровень бедности соответственно повысится? Как бы не так.
Правительство посчитало цифры так, чтобы по новому методу расчёта прожиточный минимум вырос в 2021 году ровно на 3,7% к 2020–му — точно в меру роста цен. И ни копейкой выше.
Отсюда и такая неровная цифра — прожиточный минимум должен составлять 44,2% медианного дохода. Всё очень точно подогнано. Уже расчёт стартовых условий говорит о том, что правительство вовсе не ставило перед собой задачи роста доходов населения.
А что в дальнейшем? Посмотрим правительственные прогнозы. По любым из них доходы населения будут расти медленнее, чем экономика в целом (ВВП или инвестиции). А значит, и прожиточный минимум будет отставать. А чем больше он отстаёт — тем меньше доходы россиян, привязанные к нему. Получается порочный круг затухания, стагнации доходов людей.
Кроме того, при возможном скачке инфляции теперь правительству не придётся повышать прожиточный минимум — ведь доходы не выросли.
Переход к такому "прогрессивному" способу расчёта прожиточного минимума и МРОТ со всей очевидностью направлен не на повышение доходов россиян, а на фиксацию текущего уровня бедности в стране и торможение роста доходов людей в будущем.
А освободившиеся деньги правительство отправит куда угодно — на нацпрограммы, на вооружения, какой–нибудь мост или стадион построит, ещё куда–то, где их "освоят" близкие к власти бизнесмены. Даже просто будет их копить в Фонде нацблагосостояния. Но людям их не вернёт.